Меню

Опережая время. Конституция как локомотив развития общества

Лукашенко
Фото: архив БЕЛТА

Что вы знаете об Основном Законе страны? Если задать этот вопрос среднестатистическому гражданину, то мы вряд ли получим вразумительный ответ. А между тем этот важнейший документ можно назвать краеугольным камнем в государственном строительстве. Являясь нравственным, историческим и законодательным камертоном, он задает вектор развития всей общественной жизни и касается лично каждого из нас.

Чтобы лучше понять роль Конституции в судьбе народа, давайте вернемся в начало 90-х годов. Это был тяжелый исторический рубеж, когда рушилась огромная страна, а в национальных республиках проходил так называемый парад суверенитетов. В то время БССР имела свою Конституцию 1978 года. По сути, в этом документе уже была подготовлена почва для национального самоопределения белорусов в рамках суверенного государства. Подобная картина наблюдалась и в остальных республиках СССР.

Плоды интернационализма

Все это являлось следствием идеологии большевизма с политикой создания единого наднационального гражданского общества через развитие советских республик под предводительством КПСС. В этом процессе считалось важным и нужным хоть и формализованное, но реальное наделение всех указанных субъектов государственной атрибутикой и внутренней структурой ветвей власти с их автономным существованием при отделении. Таким образом, политические предпосылки крушения СССР как единого государства были заложены задолго до того, как это произошло де-факто.

В уже упомянутой Конституции БССР 1978 года устанавливались нормы, касающиеся суверенитета республики. Например, о том, что наиболее значимые вопросы внутренней жизни выносятся на всенародное обсуждение.

По этому документу вся власть принадлежала народу через Советы депутатов, которым формально были подотчетны все госорганы. Но здесь сохранялась двойственность системы власти: КПСС оставалась руководящей и направляющей силой. Именно партийные органы, к примеру, являлись той инстанцией, куда советские граждане обращались с жалобами на чиновников.

Тернистый путь к новой Конституции

Реформы Горбачева привели к значительным переменам в законодательстве. В октябре 1989 года Верховный Совет БССР внес изменения и дополнения в Конституцию 1978 года, где законодательно закрепил единую систему представительской власти в республике: от поселковых Советов народных депутатов до Верховного Совета. Им было делегировано право решения важнейших вопросов республиканского и местного значения или вынесение их на референдумы. Впервые в советской практике нахождение должностных лиц на своих постах ограничивалось двумя сроками.

Далее события стали стремительно развиваться: уже в июле 1990 года в Конституцию БССР внесли новые изменения и дополнения. Главнейшим из них было устранение монополии на власть одной партии и введение многопартийности. Это оказалось фатальным для СССР, где КПСС являлась единственной реальной силой, удерживающей республики в одном государстве.

9 разделов, 8 глав и 146 статей содержит Основной Закон Республики Беларусь

Подтверждением этому стало принятие в те же дни Верховным Советом БССР Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», закрепившей верховенство ее Конституции и законов. Такой подход 25 августа 1991 года был перенесен и в главный документ страны, предопределив создание суверенной Республики Беларусь после подписания Беловежских соглашений в декабре того же года.

Вновь созданная страна была парламентской республикой, где все решения принимал Верховный Совет. Но тяжелая ситуация в экономике требовала построения жесткой вертикали власти. Поэтому 15 марта 1994-го появилась новая Конституция, которая ввела должность президента страны как высшую ступень исполнительной власти.

10 июля 1994 года — знаменательная дата для Республики Беларусь. В этот день стремительно ворвавшийся в политику Александр Лукашенко стал ее первым Президентом. Победа выходца из самой глубины белорусского народа подействовала на разнородные «элиты», чувствовавшие себя хозяевами положения, как холодный душ. Неудивительно, что молодой Президент столкнулся с противодействием и откровенным саботажем в лице Верховного Совета, который попытался, попирая им же принятую Конституцию, управлять государством при помощи своих постановлений в обход решений избранного Главы государства.

Ради будущего страны

К этому времени Беларусь фактически оказалась на краю пропасти. Экономика страны стремительно деградировала и шла по пути реальной деиндустриализации. Рушилась финансовая система, уничтожалась социальная сфера. Ситуация фактического двоевластия требовала немедленного разрешения.

Весной 1995 года Александр Лукашенко, опираясь на статью Конституции о том, что «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», добивается проведения народного голосования, в ходе которого граждане полностью поддержали все инициативы Президента. Среди прочего была изменена государственная символика, а русский язык получил статус государственного наравне с белорусским.

Но основная борьба только разворачивалась. БНФ подобное не устраивало, так как целью его представителей было построение националистического государства под западным контролем. Все попытки Президента провести в жизнь свою антикризисную программу наталкивались на яростное сопротивление.

В этой ситуации Лукашенко вновь сделал то, что всегда делал в судьбоносные для страны моменты: он обратился к народу — единственному источнику государственной власти. На суд граждан были вынесены два проекта обновленной Конституции — президентский и парламентский. С огромным перевесом победил первый. Это случилось 24 ноября 1996 года. С этого дня началась новая история Беларуси.

Президент занял центральное место в системе государственного управления, на него были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, взаимодействия органов государственной власти и осуществления посредничества между ними. Изменился и высший законодательный орган: вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики. Депутаты стали заниматься законотворческой деятельностью на профессиональной основе в профильных постоянных комиссиях; прекратились пустые деструктивные дебаты.

Поступательное развитие

Конституция 1996 года обеспечила слаженную и результативную работу всех ветвей власти. Появился новый эффективно работающий орган — Комитет государственного контроля. Конституционный суд стал частью системы судебной власти. При этом государство приобрело внутреннюю крепость, что в последующие годы позволило справиться с множеством внешних и внутренних вызовов.

«Конституция, являясь Основным Законом нашей страны, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».

Александр Лукашенко

Однако расслабляться нельзя, и Президент понимает это как никто другой. Своей исторической миссией он видит не просто построение белорусского государства, но его сохранение и развитие в будущем. Борьба за это не окончена, поэтому конституционное строительство продолжается.

Основной Закон должен в полной мере отражать не только нынешние реалии, но и предвосхищать время. Именно в таком ключе можно рассматривать изменения и дополнения, которые были внесены в Конституцию Республики Беларусь год назад. Появление Всебелорусского народного собрания как нового органа высшей государственной власти, перераспределение его полномочий с Президентом, создание условий для полноценного партийного строительства — все это уже тонкая настройка государственной машины. Безусловно, предстоит еще много сложной работы по дальнейшему укреплению государства, обеспечению преемственности стратегической политики, созданию максимально благоприятных условий для людей-созидателей и надежного правового заслона для разного рода авантюристов и предателей.

Мировая история показывает, что достичь процветания страны можно только общими усилиями, путем всенародного участия в построении ее будущего, в том числе через законотворчество. Изучать отечественное законодательство необходимо каждому, ведь знание Основного Закона — Конституции — это первый шаг на пути развития: он помогает простому жителю страны стать думающим гражданином.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram Instagram | ВК TikTok OK Дзен

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59