Меню
Голас Любаншчыны

«Тело может разорвать на лоскуты». Судмедэксперт рассказал о работе в морге

эксперт морг
Фото: Дарья Костюкевич

Дорожно-транспортные происшествия часто приводят к фатальным последствиям. Машины превращаются в груды металла, а тела иногда просто невозможно узнать. Как судмедэксперты работают с погибшими в автомобильных авариях, «Минской правде» рассказала заместитель начальника управления судебных медицинских экспертиз управления ГКСЭ по Минской области Татьяна Лябчук.

— Считается, что один из самых сложных видов судебных медицинских экспертиз — это экспертиза погибших в ДТП. Почему?

— Здесь перед экспертом стоит много вопросов. В первую очередь предстоит установить, в результате чего наступила смерть — в результате ДТП или какой-то другой травмы. Если смерть наступила в результате травмирования транспортным средством, необходимо выяснить, как располагался пешеход на дороге (вертикально, горизонтально), как он дорогу переходил, в результате чего и как были получены телесные повреждения, которые привели к смерти — в результате наезда первого автомобиля или, скажем, второго.

Иногда преступники пытаются выдать насильственную смерть за ДТП: кладут на дорогу уже мертвое тело для того, чтобы его переехала машина. Так что эксперту важно не пропустить ни одной детали, не пропустить телесные повреждения, не связанные с травмированием транспортным средством (колото-резаные раны, механическую асфиксию и др.), если они имели место быть.

«Каждое тело, которое поступает к нам с места ДТП, — это всегда очень грустная история без хэппи-энда».

Тела меняются до неузнаваемости

— Как поведет себя тело во время аварии, предугадать сложно. Но, как правило, травмы при ДТП очень тяжелые. Наверно вам довелось увидеть самые страшные картины?

—  Травмы зависят от разных факторов. Например, при наезде машины на человека важную роль играет скорость автомобиля, область тела, в которую пришелся первичный удар, от которого его впоследствии может высоко подбросить, тип автомобиля (легковой, грузовой), наличие или отсутствие следов волочения тела, которое может зацепиться за выступающие части транспортного средства. Если посмотреть видеозаписи аварий, часто кажется, что тело выглядит как пушинка. И даже при небольшой скорости машины от удара подлетает очень высоко.

эксперт кости

Иногда тела поступают очень деформированными, с оторванными конечностями или с травматическим удалением головного мозга из полости черепа, деформацией лица. Родственникам сложно даже визуально опознать погибшего, ведь тело может буквально разорвать на лоскуты. Особенно если оно на каком-то этапе травмирования зацепилось за части автомобиля и его волокло по земле…

— Давайте перейдем непосредственно к исследованию. С чего оно начинается?

— В первую очередь мы исследуем одежду. Она может многое нам рассказать. Мы смотрим, какие повреждения есть на всех слоях одежды, сопоставляются ли они между собой, соответствуют ли тем повреждениям, которые есть на теле. Иногда на одежде остаются следы протекторов шин, и это уже верный признак того, что был переезд колесами автомобиля через тело, наличие  лакокрасочного покрытия машины.

Мы также внимательно изучаем обувь. Специфические повреждения на подошвах могут говорить о том, что человек перед столкновением с автомобилем располагался вертикально, и в каком направлении скользила его нога. И это имеет большое значение при анализе всех полученных данных. Дальше мы приступаем к экспертизе повреждений, которые находятся на теле.

Во время аварий тело выглядит как пушинка и даже при небольшой скорости машины от удара подлетает очень высоко.

— Здесь есть какие-то нюансы?

— Тело — это объективное доказательство чьей-то вины или невиновности, поэтому очень важно не упустить ни одной детали. Можно сказать, что экспертизы трупов, погибших в результате ДТП, — это целые научно-практические исследования. Мы анализируем и телесные повреждения, и повреждения одежды, и заключения дополнительных экспертиз (судебно-химическая, судебно-гистологическая, криминалистическая, автотехническая). От нашего заключения зависит дальнейшая правовая оценка события. И это важно как для родственников, которые хотят знать, что на самом деле произошло, так и для водителя, который несет за это ответственность.

эксперт морг

Оценив наружные телесные повреждения, в которых также могут отображаться в виде кровоподтеков, ран и ссадин индивидуальные особенности выступающих элементов транспорта, в том числе протекторов шин, мы приступаем к исследованию внутренних органов и костей. Очень важно обратить внимание на признаки общего сотрясения тела. При их наличии мы также можем говорить о том, что тело на каком-то этапе травмирования находилось в вертикальном или близком к тому положении.

Вообще, конечно, работая с телом, важно знать, что искать, на что обращать внимание. Поэтому эксперт так долго учится, чтобы понять все механизмы: при каких механических воздействиях происходят те или иные повреждения.

Тайны, которые хранят кости

— Как исследуются кости? Насколько я понимаю, они тоже могут многое «рассказать»?

— Мы изучаем абсолютно все кости тела. Иногда они настолько раскрошены после ДТП, что понять характер перелома очень сложно. Поэтому кости извлекаются из тела и подвергаются специальной обработке для дальнейшего изучения. Осколки склеиваются и под микроскопом более детально рассматриваются линии перелома, их соотношение между собой. Таким образом, мы можем судить о многом: положении тела, в какие области произошли первичные и последующие соударения, чтобы определить весь механизм, все этапы дорожно-транспортного травмирования. Причем мы оцениваем не только результаты исследований, но и изучаем материалы уголовного дела, анализируем информацию, чтобы дать свое заключение.

кости

Например, переломы ребер — это всегда большая загадка. Они тонкие, хрупкие и часто ломаются по многим анатомическим линиям. Особенно если человек возрастной. И здесь важно понять, как они образовались — от непосредственного действия травмирующей силы в область перелома или же на отдалении от локализации самого перелома. Поэтому знать кости, уметь с ними «разговаривать» — это отдельная большая наука.

— Наверняка в вашей практике были действительно запутанные случаи, которые требовали особенно много сил и внимания. Расскажите о них.

— В прошлом году произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие с участием мотоцикла и маршрутки. В результате ДТП погибли оба человека, которые ехали на мотоцикле, а также водитель и пассажир из салона маршрутки. Тогда машина и мотоцикл загорелись от соударения. Надо было установить, в результате чего наступила смерть — ожогов, удушения угарным газом в салоне маршрутки, либо же от телесных повреждений, которые были получены в результате столкновения. Также очень важно было по телесным повреждениям установить, кто сидел за рулем мотоцикла. Потому что, судя по траектории движения, именно мотоциклист был виновен в происшествии.

эксперт морг

В этой ситуации очень важно было анализировать характер и локализацию переломов (костей кистей, голеней, ребер и грудины), телесных повреждений, в том числе ран на кистях, которые характерны для водителя: при удержании руля, ударов грудной клетки о бак мотоцикла. В итоге мы смогли установить, кто из погибших мотоциклистов мог находиться за рулем мотоцикла и в результате чего наступила смерть. То же самое касалось и пассажиров маршрутки. Оказалось, что часть из них просто не смогла выбраться из салона и задохнулись от отравления угарным газом, а не от полученных травм.

Ребенок погиб в утробе матери

— Считается, что если с человека слетел хотя бы один ботинок во время аварии, то скорее всего, он уже не жилец. Это правда?

— Нет, это миф. Плохо зафиксированная обувь на стопе — и небольшого усилия достаточно, чтобы ее снять. Поэтому это, конечно, не показатель.

материалы

— В вашей работе удается отбросить эмоции?

— Наша главная задача — докопаться до истины. Смерть при ДТП — это такая фатальность, которой, кажется, можно было бы избежать. Но погибшие — это не всегда виновные. Машина вылетела на полосу встречного движения, доля секунды и все — решена жизнь человека. И это всегда печально. Одно мгновение может стоить кому-то жизни, а кому-то ломает эту жизнь. Потому что виновный все равно понесет ответственность.

Был случай, когда в салоне автомобиля погибла беременная женщина. Она находилась на большом сроке, носила ребенка уже практически 9 месяцев. Но машина, в которой она ехала, попала в ДТП. Женщина получила травмы шейного отдела позвоночника, и здоровый ребенок погиб в результате смерти матери. То есть, он просто перестал получать кислород. Мы проводили экспертизу матери и экспертизу плода. И когда увидели здорового ребенка, который должен был скоро родиться, это было тяжело.

И каждый раз, когда у меня на секционном столе лежат трупы погибших в результате ДТП, хочется снова и снова повторять всем участникам дорожного движения, как важно беречь свою жизнь.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59