Меню
Мядельский райисполком

Расширение БРИКС и неизбежная геополитическая реальность

БРИКС
Фото: AFP и из открытых источников

В настоящее время государства, не являющиеся членами БРИКС, могут взаимодействовать с объединением в двух форматах: БРИКС+ и «аутрич». Первый формат предусмотрен для стран, которые подали заявки на вступление, но пока не вступили, а второй — для тех, кого пригласит на мероприятия «кирпичного клуба» государство-председатель. Обычно государство-председатель приглашает своих соседей по региону. Так, например, поступила ЮАР, пригласившая во время своего председательства все без исключения страны Африки, и Россия, пригласив своих партнеров по СНГ.

По итогам саммита министров иностранных дел БРИКС, состоявшегося в Нижнем Новгороде, стало известно, что к объединению в той или иной форме желают присоединиться 29 государств. В этом списке находятся Беларусь, Азербайджан, Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Венесуэла, Боливия, Зимбабве, Гондурас, Индонезия, Казахстан, Куба, Кувейт, Марокко, Никарагуа, Нигерия, Палестина, Сирия, Сенегал, Пакистан, Турция, Таиланд, Чад, Уганда, Экваториальная Гвинея, Шри-Ланка, Южный Судан и Эритрея.

Вопрос о формате их подключения к БРИКС будет решаться на саммите глав государств, который в октябре пройдет в Казани. Состоится ли осенью новое расширение БРИКС, пока не известно. Известно только то, что каждый из кандидатов может присоединиться либо в качестве полноправного члена, либо в качестве государства-партнера. Для государств-партнеров на нижегородском совещании министров иностранных дел разработаны свои критерии для участия в работе организации. Государствами-партнерами не могут быть страны, которые не признают государства, сотрудничающие с БРИКС в любой форме или введшие против них односторонние санкции. Что касается иных требований, то отныне потенциальные члены БРИКС или государства-партнеры должны поддерживать реформу глобального управления, включая реформирование Совета Безопасности ООН, который по различным причинам не способен осуществлять свои функции в полном объеме.

Категория государств-партнеров введена потому, что интерес к сотрудничеству с БРИКС достаточно высок, а включить всех желающих в объединение одномоментно невозможно по нескольким причинам. Во-первых, потому, что расширение любой организации за счет разнородных государств с их конкретными интересами может подразумевать затягивание принятия решений, по которым необходим консенсус. С другой стороны, некоторые государства могут не пожелать видеть проблемные для себя страны в одном с собой объединении, что может автоматически вызвать конфликт внутри БРИКС. В организации такого уровня и авторитета такого быть не должно, несмотря на то, что институционально она не оформлена.

Наличие такого двухуровневого сотрудничества с БРИКС позволит постепенно привлечь к полноправному членству лидеров макрорегионов, которые заинтересованы в этом, благодаря чему будет продолжено формирование многополярного мира, альтернативного тому, который основан на гегемонии коллективного Запада. Это будет приемлемым вариантом для государств глобального Юга, которые серьёзно пострадали от гегемонистских стремлений своих бывших метрополий.

Не все из 29 названных выше государств направили официальные документы на вступление в БРИКС. Известно, что заявки на вступление в БРИКС поступили от Беларуси, Бангладеш, Алжира, Боливии, Пакистана, Венесуэлы и Зимбабве. Ожидается подача заявки от Таиланда, потому что решение об этом было принято правительством в конце весны. Аналогичное решение было озвучено послами Турции и Нигерии.

Приведенный выше список свидетельствует о том, что к БРИКС имеют желание присоединиться не только влиятельные государства с достаточно развитыми экономиками, но и страны с более низкими рейтингами и показателями, которые видят для себя выгоду от присоединения в усилении своих позиций на международной арене и привлечении иностранных инвестиций.  Для самого «кирпичного альянса» привлечение в свои ряды государств, богатых стратегически важными природными ресурсами, будет означать победу в борьбе за их расположение над коллективным Западом, также заинтересованном в доступе к этим ресурсам. Такие страны, как Беларусь и Бангладеш, интересны для БРИКС своими технологиями и масштабными производственными мощностями.

Насколько бы масштабно не расширился БРИКС в ближайшее время, это может позволить выстроить альтернативные логистические цепочки между дружественными странами. Это, кстати, очень похоже на то, чем сейчас занимаются США, но только из соображений исключения ряда государств из полноценного товарооборота. Членство в БРИКС позволит противостоять этой американской авантюре.

Следует также отметить, что БРИКС своим расширением возлагает на себя ряд серьезных новых обязательств, находящихся в плоскости гарантирования относительной экономической безопасности своим единомышленникам, что поможет последним минимизировать возможные последствия изоляции со стороны коллективного Запада. Поэтому курс на расширение БРИКС и более тесную кооперацию между его участниками становится неизбежной геополитической реальностью.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59