Меню

При каких обстоятельствах БРИКС станет одним из глобальных лидеров

брикс
Фото: DEN и из открытых источников

Во время образования в 2009 году тогда еще «четверка» БРИК объявила целью своего существования политику невмешательства, основанную на равенстве и взаимной выгоде. Мало кто в мире тогда предполагал, что по прошествии полутора десятков лет «союз аутсайдеров», как БРИК называли на Западе, превратится в экономическую и политическую силу глобального масштаба.

Такое нелестное название БРИК получил потому, что американцы и европейцы увлеклись трудами директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете профессора Самюэля Хантингтона и его коллеги, соратника и близкого друга небезызвестного политического аналитика Збигнева Бжезинского.

О чем же писали эти ученые мужи, что сумели запудрить мозги своим читателям, среди которых были господа, считавшиеся на тот момент вершителями судеб мира?

Так вот. В своей статье «Война цивилизаций» Самюэль Хантингтон пишет о новой фазе в истории человечества, которая наступит после краха биполярной системы международных отношений. В результате распада миропорядка, основанного на существовании капиталистического и социалистического блоков, мир распадется на отдельные цивилизации, которые в XXI веке будут искать свой собственный путь развития. Но Запад, победивший в «холодной войне», последнее не устроит, поскольку он не сможет удержать отдельные цивилизации под своим контролем, как это было после Второй мировой войны. Поэтому в новых для себя и мира условиях Запад развернет борьбу против всех, исключая своих союзников, чтобы не дать возможности другим цивилизациям объединиться, минимизировав тем самым возможности цивилизаций противостоять дальнейшему господству США и Запада.

Збигнев Бжезинский в своем знаменитом труде «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы» придал взглядам Хантингтона практический смысл, указав методы, которыми Запад должен действовать для достижения своей основной цели, — сохранения глобального лидерства. Для этого Вашингтон должен проводить во всех регионах мира римскую политику «разделяй и властвуй», сталкивая между собой государства, претендующие на региональное лидерство, во всех уголках мира. По мнению Бжезинского пары противостояния могут выглядеть следующим образом: Китай — Япония, Индия — Пакистан, Аргентина — Бразилия, Израиль — Египет, Иран — Ирак, Индонезия — Филиппины, Казахстан — Узбекистан, Россия — Украина.

Только случилось то, о чем не могли подозревать титаны западной политической мысли. Появился не «союз аутсайдеров», как об этом говорили на Западе, а объединение тех самых региональных лидеров, ослабить которые предлагал Збигнев Бжезинский. Региональные лидеры, такие как Россия, Бразилия, Индия, Китай, Иран, Египет и Эфиопия уже находятся в «кирпичном» союзе или приглашены в него, а вторые и третьи лидеры в своих регионах проявляют значительный интерес к вступлению или уже подали заявку: Беларусь, Казахстан, Камбоджа, Венесуэла, Пакистан, Бангладеш, Алжир, Аргентина, Турция, Сирия, Мексика, Нигерия…. .

Почему к БРИКС такой огромный интерес? Если коротко — потому что организация переросла из формата пятисторонних экономических форумов в геополитический союз, который уже реально противостоит G7. И это не предел. Дело в том, что вступая в БРИКС, новые государства-члены помимо решения своих экономических задач, могут решить и геополитические. Например, подавшая заявку на вступление Нигерия, посредством ресурсов БРИКС не только вырастет экономически, но сможет стать геополитическим лидером в Западной Африке. Подобная ситуация и с проявляющими интерес к БРИКС государствами Центральной Африки, — Суданом и Южным Суданом, а также двумя республиками Конго.

Чтобы продолжать усиление своих позиций, БРИКС с помощью своей дипломатии должна работать над привлечением в собственные ряды государств, имеющих возможность стать ключевыми игроками в своих регионах. Например, Индонезия отклонила предложение о вступлении в БРИКС, потому что не видит конкретных выгод, как и Колумбия, пока еще находящаяся под огромным политическим прессом США. Вступив в БРИКС, Колумбия могла бы со временем избавиться от этого давления.

Дипломатии БРИКС стоило бы также поработать с Австралией и Новой Зеландией, которые входят вместе с США в фактически потерявший дееспособность «Тихоокеанский пакт безопасности». Вступление их в БРИКС позволило бы избавиться от опеки США и стать равноправными партнерами Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с которым на равноправной, а не на зависимой, как в случае с США, основе, выстраивать здесь новую систему безопасности.

Таким образом, с перспективами количественного и качественного роста БРИКС будет все яснее и отчетливее просматриваться контур нового мирового порядка, отличного от того, на который рассчитывали Хантингтон и Бжезинский. Только так БРИКС сможет трансформироваться в по-настоящему дееспособную и авторитетную глобальную организацию.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59