Сырский — свадебный генерал. За что Залужного отправили в отставку?
Назначение Сырского главой ВСУ и смещение Залужного можно рассматривать и анализировать в очень разных плоскостях — и в любой это будет очень долго и в разной степени интересно. Кроме одной — собственно, военной. Киевский режим вместе с Вооруженными силами Украины целиком и полностью подконтролен внешним силам, тем, кого принято называть «коллективным Западом», а по факту это — Вашингтон. Который, кстати, далеко не коллективный, потому что в самих Соединенных Штатах Америки уже давно у разных сил совершенно разный взгляд на проблему Украины — Байден против Трампа, Пентагон против ЦРУ и так далее. Коллективны и едины все они лишь в одном: Украина — это действительно проблема.
Рассматривать назначение Сырского интереснее всего в плоскости пропаганды — а это именно та сфера, на которую первоочередную ставку сделал Киев с самого начала войны (а противодействие СВО Киев расценивает для себя именно как войну, несмотря на не объявление ее Москве).
Открываем видеообращение Зеленского — и слушаем: «Мы должны честно сказать: чувство стагнации именно на южных направлениях и сложности в боях в Донецкой области повлияли на общественное настроение. Украинцы стали реже говорить о победе».
К написанию текстов для телесуфлера Владимиру Александровичу его кураторы подходят очень трепетно, там каждое слово на своем месте, потому что их совокупность и последовательность есть социальная инженерия, а по сути — манипуляция общественным сознанием. У такого манипулирования есть один действенный механизм противостояния — прочитав или услышав что-то в первый раз, нужно остановиться и перечитать-переслушать, разбирая каждое слово. В самой манипуляции всегда содержатся инструменты ей же противодействия.
«Украинцы стали реже говорить о победе», — говорит Зеленский. Совершенно откровенно обрисовывая главную цель своего режима — приоритетно интересуют не реальные успехи на фронте, не успехи в экономике, социальной сфере или, как бы смешно это не звучало, культуре. Их приоритетно интересует то, что украинцы говорят. А говорят они то, что думают. Объект их работы — мысли украинцев, а не их судьбы. Победы или поражения на фронте — это реальность, но при любой реальности украинцы могут и, как считает Киев, должны говорить о победе. Говорящий и думающий о победе украинец не станет обращать внимания на внутренние проблемы своей страны и собственные проблемы в уже не своей стране — ему не до этого, он занят эмоциональным предвкушением скорой победы. А еще украинец, будучи уверенным в том, что победа близко, не будет ожесточенно сопротивляться своей отправке на фронт — он только там поймет в первые и последние часы своей жизни, что реальность очень сильно отличается от того, о чем все говорили. Включая его самого.
Но механика смены руководства ВСУ — тоже интересная. Давайте представим, что уже условно полгода половина украинцев восхищены Залужным, а вторая половина им разочарована. Что, кстати, не так уж и далеко от истины. Если в абсолютной тишине, внезапно и неожиданно, вдруг возникает решение уволить Залужного — половина украинцев начинает яростно защищать невинно уволенного, вторая половина — топтаться на его политической и управленческой могиле. И это происходит по принципу ядерного медийного взрыва, а любой общественный взрыв – это плохо, потому что в хаосе после взрыва сложно контролировать, что думают и о чем говорят украинцы. А именно это же для Киева главное.
Поэтому задолго до исполнения решения об отставке Залужного (а решение было принято давно, оно всего лишь формально исполнено на бумаге недавно) Киев самостоятельно запускает слух, намекающий об отставке главнокомандующего. Да-да, с высокой долей вероятности именно сам офис Зеленского и «придумал» все эти инсайды про «конфликт военных и Зеленского», про «конфликты внутри Вооруженных силах» и все остальное, чтобы создать у аудитории ощущение и чувство — Залужного Зеленский уберет.
Половина украинцев, которые Залужного боготворят и ненавидят Зеленского – протестуют, конечно, и говорят что-то против. Но робко и не громко – решение же формально не принято, это всего лишь слухи. Другая половина украинцев, кто слепо любит Владимира Александровича и готовы за него распять хоть Залужного, хоть Запашного – топчутся на могиле пока еще главы ВСУ. Но робко и не громко – решение же формально не принято, это всего лишь слухи. А вдруг не подтвердится? Делают обе стороны это день, два, три, неделю, месяц – и так далее. И пылкость их говорения, вне зависимости от содержания, становится все меньше и меньше. Потому что обе стороны этого конфликта от интернет-баталий выдыхаются. И со временем остывают к теме, принимая просто как данность, что Залужный — все.
И вот когда это принято аудиторией как данность всеми окончательно — только тогда о решении Зеленский и объявляет. И в ответ слышит — ничего. Одни рады, но уже все давно сказали и подумали. Другие — резко против, но тоже уже все подумали и сказали. «Ну, уволил и уволил, Сырский так Сырский» — идеальная реакция управляемой аудитории. Здесь все разыграно, нужно сказать, четко.
А что касается Сырского… Сама форма размена делает генерала свадебным – номинально он глава ВСУ, фактически после отставки Залужного руководство Вооруженными силами полностью уходит кураторам Зеленского, то есть генералам с совершенно не украинскими шевронами. От нового руководителя офис будет требовать дать то, что не дал предыдущий руководитель.
Ощущение. Правильные заявления. Отсутствие неправильных заявлений. Иллюзии успехов. Отсутствие реальности. Сырский во главе ВСУ — это очередной сезон сериала «Слуга народа», сам Сырский — просто новый персонаж.
И в этой медиа-мышеловке не только сам генерал. Да и не столько. В ней — вся Украина. Разве что для украинцев эта мышеловка — дорогая смертельно. В прямом смысле.
И это — не ощущение и не чувство, а факт.
За что Залужного отправили в отставку?
Кому отошло руководство ВСУ?
Подробнее в видео.