Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Станция Уша, церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Чем еще известна деревня Красное

Станция Уша, церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Чем еще известна деревня Красное
Фото: Светланы Курейчик и из коллекции Владимира Лиходедова

В 16 км от Молодечно, возле реки Уша, уютно расположилась деревня Красное. Местечко впервые упоминается еще в 1387 году. Правда, тогда это было Красное Село. Почему именно «красное»? Потому что красивое! Деревня находится в живописной местности – неудивительно, что летом сюда едут толпы туристов. Но привлекает их не только природа. У Красного – богатое историческое прошлое, а по числу достопримечательностей оно обошло многие поселки и даже города.

Дорога на Молодечно

Во 2-й половине ХVI века местечко Красное согласно административно-территориальной реформе вошло в Минское воеводство. Позже оно стало центром староства, а затем и волости. В результате второго раздела Речи Посполитой Красное оказалось в Вилейском уезде Российской империи. Здесь открылись народное училище, две школы для крестьянских детей. Действовали почта и фельдшерский пункт.

Согласно Рижскому мирному договору 1921 года поселение отошло к Польше. Здесь находилась гарнизонная усадьба батальона Корпуса охраны пограничья. В 1940 году Красное получило статус поселка городского типа.

Кровавый след в истории деревни оставили немецко-фашистские захватчики, которые замучили и сожгли тысячи жителей. В 1942–1943 годах в Красном организовали гетто, от рук фашистских палачей погибло порядка 4000 человек. С 1942 по 1944 год здесь был лагерь для советских военнопленных и насильственно переселенных мирных людей. Сегодня в деревне установлены памятники воинам-освободителям, а также землякам, погибшим в годы Великой Отечественной. В Красном немало памятных мест, связанных с минувшей войной: есть могила жертв фашизма, советских военнопленных, братские могилы советских воинов и партизан.

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии

Святыню можно видеть из любой точки деревни. Возведенный в 1908-1911 годах в неоготическом стиле, храм стоит на возвышенности. В архитектурном плане он представляет собой однобашенную базилику. Внутри костела несколько алтарей, главный из которых назван в честь вознесения на небо Девы Марии.

Особую атмосферу создает орган, который был сделан в ХIХ веке. Интересный элемент экстерьера – круглое окно-роза над входом. Оно расположено так, чтобы в солнечные дни внутреннее пространство храма пронизывали тонкие лучи света.

У костела Вознесения Пресвятой Девы Марии довольно уникальная судьба: он действует без перерывов с момента основания. Храм оставался открытым для верующих и в советское время.

Овощеплодовая фабрика

В конце XIX – начале ХХ века местечко Красное начало быстро расти. В первую очередь этому способствовала проложенная через поселение железная дорога. В результате увеличилось количество населения, стали открываться магазины, несколько дней в неделю работал рынок.

К 30-м годам в Красном функционировало уже несколько небольших промышленных предприятий по переработке продукции, в том числе овощеплодовая фабрика. Здесь выращивали огурцы, томаты, свеклу, морковь, лук, яблоки, груши.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Еще одно украшение Красного – белокаменная церковь, построенная в ретроспективно-русском стиле. Храм возвели в 1889 году из кирпича и бутового камня. Святыня имеет классическую крестово-купольную форму с полукруглой апсидой, над центральным входом возвышается выразительная башня-колокольня. В храме находится несколько уникальных старинных икон.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является действующим православным храмом, культурно-историческим памятником конца XIX века.

Станция Уша

В начале 70-х годов XIX века строительство железной дороги оживило жизнь Молодечно. Либаво-Роменская магистраль связала хлебную Украину с балтийскими портами и дала импульс для развития целому ряду населенных пунктов на современной карте Минщины. Не стала исключением и деревня Красное. В начале 1900-х здесь уже действовала железнодорожная станция: одноэтажное деревянное здание вместимостью до 100 человек.

Свое название – Уша – станция получила от реки, на которой и стоит местечко. Через станцию несколько раз в неделю ходили товарные и пассажирские поезда. Жители Красного (в 1900 году население составляло более 1000 человек) старались открывать магазины и мелкие предприятия именно возле станции: это было самое ходовое место.

Железнодорожная станция считалась одним из самых перспективных мест работы. Во-первых, престижно, во-вторых, там хорошо платили. Даже простой железнодорожный рабочий получал вдвое больше заводского. И ему выдавали красивую форму…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!