Меню
Голас Любаншчыны

В поисках утраченного. О чем говорят пасхальные традиции белорусов

Стародавние пасхальные обычаи белорусов в разных регионах страны имеют свои особенности и привлекают внимание исследователей.

То ли капище, то ли святыня…

С незапамятных времен на Пасху к каменному кресту в селе Данилевичи Лельчицкого района Гомельской области, который местные жители ласково называют Девочкой, приносят угощения — яйца, булочки, конфеты… И даже украшения — фартуки, платья, ожерелья… По местному поверью, отдавая Девочке подарки, загадывают желания. Если они сбываются, то к языческому капищу, месту преклонения, или же священному месту, по убеждению христианских верующих, опять-таки несут дары. Вообще каменные кресты в Лельчицком районе не редкость. И два из них, в деревнях Данилевичи и Боровое, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Вообще очень интересно проследить, как в наши дни в разных регионах страны языческие элементы празднования Пасхи сочетаются с христианскими. По мнению многих современных исследователей, праздник Воскресения Христова «наложился» на древний весенний Новый год, который отмечали наши предки. Оба праздника подвижны: их даты исчисляются по лунно-солнечному календарю. Теперь мы встречаем Новый год зимой, но многие языческие традиции, которые были характерны для праздника Весны, остались и теперь связаны с Пасхой.

Красить, не красить? Вот в чем вопрос…

Крашение яиц верующие считают одним из важных элементов подготовки к Пасхе. А в XVII веке в христианский храм нельзя было заходить с крашеными яйцами — это считалось язычеством. Сегодня в Беларуси яйца красят и православные, и католики, и протестанты во всех уголках страны. Преимущественно они красного цвета, но могут быть желтыми, зелеными, синими, оранжевыми… Правда, если в течение года в семье кто-то умер, то яйца либо вообще не красят, либо в черный цвет: это зависит от традиций той или иной местности. А некоторые искусники с ювелирной тонкостью вырисовывают или же при помощи воска выцарапывают необычные узоры и изображения на яйцах. Изготовление «писанок» и «скребанок» особенно распространено в Гродненской области.

Пасхальный заяц родом из Беларуси

Кстати, в нашей стране также существует поверье, очень популярное в Западной Европе: о пасхальном зайце, который приносит детям праздничные угощения. Такие легенды бытуют, например, в Березинском и Копыльском районах Минской области. Видимо, заяц у наших предков ассоциировался с Весной, и каждый должен отметить ее приход подарками.

Порядок в душе и в доме

Пасхальный период длится долго. Верующие должны соблюдать Великий пост и таким образом готовиться к празднику. Самый строгий период — в последнюю неделю. А до Чистого четверга нужно навести порядок в доме, избавиться от ненужных вещей.

Еще одна своеобразная традиция — украшение дома. Практически повсеместно плели новых пауков из соломы и вешали под потолок. Они, считается, «поглощали» всю дурную энергию.

И в Березинском районе Минской области, Лидском и Дятловском районах Гродненской области, и в Пружанском районе Брестской области еще в середине ХХ века в обязательном порядке мастерили праздничные наряды для жилищ, чаще всего из еловых веток. Именно это вечнозеленое дерево считалось символом жизни и возрождения.

«Не я бью, верба бьет!»

Пасхе предшествует Вербное воскресенье. Если сейчас веточки вербы украшают искусственными цветами, лентами, птичками, бабочками, то раньше верба выглядела скромно: перевязанный красной ниткой пучок веток. С давних времен существовали простые правила: вербу освящали в храме, а затем вместе с поминальными свечами в течение года хранили в красном углу, за иконами. Часто они применялись в различных обрядах, очистительных и даже целительных.

Какие только поверья и чаяния люди не связывали с вербой. Говорили: «В дом, в котором есть освященная веточка вербы, не попадет молния» или «Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет»… До сих пор считается, что пушистыми веточками можно привлечь здоровье, силу и достаток. Для этого нужно лишь легонько прикоснуться освященным пучком к родным со словами: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Было бы так все просто!.. Но многие верят, что такой ритуал помогает очиститься даже от сглаза и злых духов.

Зачем на Пасху жгут костры, собирают «дань» и водят хороводы?

А в некоторых регионах Беларуси пасхальные обычаи выглядят, по крайней мере, странно. Так, в деревне Данилевичи Лельчицкого района в пасхальную ночь жители… стреляют. А объясняют это тем, что призывают к себе Иисуса Христа! Там же и с этой же целью разжигают костры перед домами или оставляют свет в комнатах на всю ночь. Кто-то зажигает свечи… В деревне Симаничи Лельчицкого района такие обычаи объясняются следующим образом: в пасхальную ночь Бог ходит по земле и заглядывает на огонек к тому, кто его ждет, и приносит хозяевам счастье и благополучие.

Говоря о пасхальных традициях, невозможно обойти вниманием волочебный обряд. Кстати, многие исследователи считают его характерным только для белорусского народа. Ареал волочебничества на разных картах совпадает с белорусской этнической территорией, распространено это явление также на Белосточчине в Польше, в Брянской области России. В северной и восточной Беларуси на Пасху и сегодня волочебники, преимущественно мужчины, ходят по дворам, восхваляют хозяев песнями, собирают угощения. В западной части страны наведываются в гости и дети. Маленькие «жаки» или «жачки», как их называют, чаще всего читают стихи. И получают за это конфеты и печенье.

С Пасхи в Беларуси начинаются и «стрелковые» хороводы, которые длятся сорок дней. А потом, на Вознесение Господнее, участники «прячут», закапывают какой-нибудь металлический предмет — гребешок, гвоздь, булавку… Это своего рода приношение Матери-Земле, чтобы та защитила деревню от голода. Традиция «Ваджэнне стралы» до сих пор живет в селе Бездеж Брестской области и в Марковичах Гомельской области.

Приоткрывая завесы тайны…

Углубившись в изучение традиций, многое становится понятнее. Что, например, делать с прошлогодними веточками вербы? С давних пор жители Борисовского района Минской области и Докшицкого района Витебской области везут их на Радуницу на кладбище. А можно и сжечь их, а вместе с ними — все проблемы и беды, что встретились в году.

Вообще Пасха — это действительно светлый праздник, объединяющий горожан и селян, детей и взрослых… И в каждой семье есть свои пасхальные традиции. Здорово, когда мамы с дочками пекут по своим собственным секретным рецептам куличи, а после бабушки и дедушки за руки с внуками и с полными булок и яиц корзинками идут в храм… А на утро все вместе завтракают — и не потому, что надо, или кто-то требует, а просто потому что вместе хорошо, тепло и уютно. Пасха — семейный праздник!

Текст: Владимир Лиходедов

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59