«На батон с икрой пока не заработал». Березинец рассказал, можно ли разбогатеть на агротуризме
Началом зарождения агротуризма в Беларуси можно считать 2006 год, когда Глава государства подписал соответствующий указ. Чтобы как-то расшевелить владельцев домика в деревне, им предложили значительные налоговые льготы, выгодные условия кредитования. Конечно, на такие плюшки белорусы не могли не повестись: уже за первый год в стране появилось 34 агроусадьбы. Их хозяева только-только нащупывали почву: никто ведь толком не знал, чем удивлять туристов, какие программы им предлагать. В аналогичной ситуации оказался и Олег Алехнович из деревни Гурещина Березинского района. Вообще, идея заняться агротуризмом пришла ему в голову задолго до того, как в Беларуси начали развивать данное направление. Тогда и слово такое мало кто слышал…
Голова думает — руки делают
Олег не скрывает: денег, физических и моральных сил на открытие своего дела было затрачено немерено. Он и сейчас продолжает вкладываться в бизнес, поэтому на вопрос, можно ли на агроэкотуризме обеспечить себе «батон с маслом и икрой», ответил уклончиво.
— Не ради батона с икрой все это начиналось… Я из тех людей, которые корнями прирастают к родной земле. Не нужен мне шумный город: деревня, речка, чистый воздух — вот мое счастье. Поэтому, отучившись на крановщика, вернулся домой на Березинщину. Первое время еще было ничего: работал, зарплату получал. А потом Союз рухнул, и все в одночасье обвалилось. Краны никто не ремонтировал, самых элементарных частей не хватало. И зарплата — копейки. В общем, ушел на свои хлеба, перебивался временными заработками.
Тогда же у Олега и появилась безумная идея: найти в районе райское место, создать там все условия для комфортного сельского отдыха. Чтобы люди не в Турцию или Египет везли кровно нажитые, а проводили отпуск в родной Беларуси.
— С чего начинать, как все организовать — имел самое смутное представление. Но понимал, что денег потребуется много. Своих не было, выручил друг. Уже больше 15 лет, как занял у него на агроусадьбу, а до сих пор возвращаю, — смеется Олег.
Забегая вперед, скажу, что, когда договаривалась с ним о встрече, даже особо не напрашивалась в гости: мало ли, вдруг в усадьбе сейчас кто-то отдыхает. Но Олег заверил: проблем не будет.
— Хочу, чтобы вы увидели, какие там изумительные места! Я практически весь район объездил, чтобы найти этот душевный уголок. Участок продавался с домом-развалюшкой, на территории было два небольших пруда, сразу за огородами — речка. А вокруг лес. Настоящая сельская тишина и умиротворение, без надоедливых машин и запаха бензина! Пришлось половину денег, что одолжил у друга, отвалить за участок. Но это того стоило.
О том, что после покупки земли в нее пришлось вложиться еще значительнее, Олег упомянул как бы между прочим. Признался, что даже подъехать к дому было проблематично: сплошное болото, грязь. Чтобы привести все это в порядок, сделать дренаж, потратил немало средств.
— Но я ведь строитель: неужели буду приглашать со стороны людей, чтобы сделали мне дорогу? Сам, слава богу, с руками и мозгами.
На камине сэкономил $700, на бассейне — $3000
Но сделать подъезд к будущей агроусадьбе — это одно. А людей где размещать? Олег понимал, что одной природой туристов он не привлечет.
— Дом, который продавался вместе с участком, не годился для проживания гостей. Мало того что старый, так еще и маленький: развернуться толком негде. Я решил строить новый. Профессия меня и здесь выручила: сам разработал дизайн, искал материалы. Если удавалось, доставал что-то бэушное. Как-то узнал, что под снос идет старая фермерская постройка: значит, останутся блоки. Договорился о цене, организовал машину, привез… Из этих блоков и построил дом, потом снаружи его обшил. Повезло найти дешевую доску. Наверное, если бы все заказывал в магазинах, нанимал строителей — долгов насобиралось бы столько, что и внукам пришлось бы еще их отдавать.
На то чтобы проект агроусадьбы, нарисованный на бумаге, стал реальностью, понадобилось 10 лет. Когда услышала, не поверила своим ушам: сегодня отдельные «бизнесмены», едва на них сваливается наследство в виде старенького домика, спешат окрестить его «агроусадьбой, где ничто и никто не помешает единению с природой». И ведь на самом деле, кроме избушки и болотца с камышами, там ничего нет.
— Это откровенная халтура. Если уж ты ввязываешься в агротуризм, берешься организовать экологический отдых, то таким — здоровым, сельским — он и должен быть. А какое на селе оздоровление? Баня, речка, рыбалка, свежая уха, шашлык и картошка на костре. Зимой — лыжи, коньки, тепло камина. А повесить на дом табличку с названием агроусадьбы и ничего, кроме четырех стен, человеку не предложить — несерьезно.
«Мужчина должен построить дом, но следить за порядком в нем — привилегия женщины. Вот и мне супруга помогает: убирает, стирает, готовит для гостей. Огород тоже на ней. Так что у нас уже семейное хобби».
Олег Алехнович
И все-таки 10 лет делать из ничего «конфетку» немного многовато…
— Неужели нельзя было уложиться в более короткий срок? — интересуюсь у Олега.
— Я ведь практически все сам делал, со стороны людей не приглашал. Хотел быть уверенным в качестве работы. Да и перед будущими гостями боялся облажаться. Если уж беру с людей деньги за отдых, не имею права организовать его посредственно. Поэтому каждую деталь продумывал до мелочей. Те же пруды на территории усадьбы: можно было оставить их, как есть. А я решил немного пофантазировать: насобирал камней и обложил ими берег по всему периметру водоемов. Потом подумал, что надо эту зону еще чем-то разбавить, — заказал цемент, слепил кувшин. Теперь это популярное место для селфи.
Конкуренция среди владельцев агроусадеб нешуточная: каждый старается удивить какой-то фишкой. Олег в этом деле тоже преуспевает: организовал контактный зоопарк, а в небольшом пруду возле дома плавают черепашки.
Еще до начала строительства Олег решил, что в доме обязательно будет камин. Заказал мастера. Тот приехал, повозился и через пару дней уже готов был сдать работу. Но первый пробный «запуск» провалился. В итоге камин пришлось разобрать. Олег не отчаялся, вызвал другую бригаду: те заломили цену в $700.
— Я не поверил сразу: «Мужики, вы из головы такие суммы берете?» В общем, отправил их назад. Сам за две недели сделал камин, работая по вечерам. Интернет и видеоуроки обошлись дешевле, — говорит собеседник.
Удалось сэкономить и на бассейне. За подключение оборудования с Олега хотели взять $3000. Выкладывать такую сумму он не был готов: сам дошел до всего своим умом, потратился только на материалы.
— Каждый гвоздь в доме сам забивал. Кухню, чтобы гости могли готовить, тоже делал своими руками. Как-то позвонили минчане, сказали, что хотят приехать большой компанией. Понимал, что ожидается много людей, а вешалок в доме — единицы. Нашел пару веток, деревяшку для основы — и буквально за полчаса хендмейд готов.
Приехали на один день — остались на семь
Первые гости приехали в агроусадьбу деревни Гурещина в 2020 году. Агробизнес тогда уже был мегапопулярен и раскручен: владельцы сельских домиков могли воспользоваться поддержкой государства. Не упустил этой возможности и Олег: получил безвозмездно субсидию в $1500. Купил на них оборудование в бассейн, мебель для дома.
— Кто-то скажет: мол, перед самым открытием агроусадьбы логичнее было бы потратиться на рекламу. Но я специально нигде не светился. Поэтому первыми агроусадьбу «опробовали» друзья, знакомые. Они рассказывали о ней своим друзьям, те своим — так о нас узнало много людей. Сегодня в год порядка 150 человек приезжает, все они уже постоянные клиенты.
Самый загруженный период, по словам Олега, — с июня по август. Но и зимой агроусадьба не пустует: правда, люди приезжают в основном на два-три дня.
— Чаще всего отдых в деревне заказывают минчане и гости из России. Среди них тоже встречается разный контингент. Одни благодарят за хорошо организованный отпуск, другие так шумно расслабляются, что не выдерживают мебель и двери… Третьи приезжают с «растопыренными пальцами» и выискивают недостатки: вода в пруду не той температуры, солнце плохо греет, рыба не клюет.
А как-то из Питера приехала семья с маленьким ребенком. Девочка захотела посмотреть, что растет на огороде возле дома. Супруга Олега как раз копала там картошку, в шутку предложила ребенку поучаствовать в этом процессе. Малышка действительно решила, что над ней шутят: «А что, разве картошка растет на огороде?»
Доводилось Олегу принимать и иностранцев, особенно сельский отдых полюбился полякам, немцам, ирландцам.
— Последним меня посоветовали их минские друзья. Захотели показать, что такое белорусская глубинка, и на один день привезли в агроусадьбу. В итоге ирландцы остались на неделю. Они просто обалдели от нашей природы! Когда уезжали, плакали. Не хотели домой возвращаться!
Хобби для души
Называть цифру, во сколько точно обошлось строительство агроусадьбы и сопутствующих объектов, Олег не стал. Ограничился тем, что «денег ушло много». Здесь я и напомнила про пресловутый «батон с маслом и икрой».
— Тот, кто занимается сельским бизнесом (главное слово тут «бизнес»), может себе позволить не только икру. А у меня, судя по заработкам, это пока на уровне хобби. Ведь что получаю — то и вкладываю обратно в агроусадьбу. Так что на батон с маслом, возможно, и хватает. Но на икру уже не остается, — смеется собеседник.
10% с выручки ежемесячно — налог на профдоход для владельцев агроусадеб (при выручке до 60 тысяч в год).
На закономерный вопрос, когда же хобби наконец превратится в бизнес и начнет приносить доход, Олег тоже не нашел что ответить. У него в голове — десятки идей, которые он хочет реализовать, чтобы агроусадьба стала еще привлекательнее для туристов. И значит, конца-краю тратам нет…
— Зато есть удовольствие и удовлетворение от того, что нашел дело своей жизни и помогаю людям стать ближе к природе, сбежать хотя бы на время от городской суеты и бесконечной толкотни. Это главное.