Максим Рыженков: проблема миграции не является особенной как для мира, так и для Беларуси
Проблема миграции не является особенной для мира, не является особенной для Беларуси. Об этом заявил министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков в Минске на конференции по противодействию нелегальной миграции.
Глава белорусского внешнеполитического ведомства, в частности, отметил, что люди миллионами перемещаются в те места, где лучше, спасаются от разрухи, конфликтов. Это мировая тенденция. Яркий пример миграции — США, которые появились на карте мира, в первую очередь, благодаря такой масштабной миграции.
Еще интересная тема. В ходе II Международной конференции по евразийской безопасности один из участников привел такую цифру: 40% нобелевских лауреатов – это, по своей сути, мигранты. Поэтому разное есть отношение к миграции. Есть миграция легальная. Здесь все понятно, юридически законно. Есть нелегальная миграция, которая сопряжена с нарушением права. Но при этом, несмотря на нарушение права, все-таки международные конвенции создают правовую защиту и для нелегальных мигрантов. Среди них самые обделенные, уязвимые слои, как правило, бегут с последней копейкой, которая у них есть. Ничего у них с собой нет, как и нормальных средств к существованию, поэтому международные структуры уделяют им особое внимание. Среди них есть женщины, беременные, старики, дети. Если говорить про сегодняшнюю нелегальную миграцию, которую мы рассматриваем в рамках конференции, и про то, что ее порождает, в первую очередь, это конфликты, причиной которых является, к сожалению, что все-таки они рукотворные, коллективный Запад. Примером тому служат ситуации в ряде государств Африки, Ближнего Востока, Азии.
«Я не буду их перечислять, мы их все знаем. Говорят, что ранее в этих государствах были, якобы, авторитарные режимы, не было демократии. Но в этих странах у людей были права все-таки — на труд, на жилье, обучение, здравоохранение. Опять же, не буду говорить про эти страны. Люди жили, не в таких масштабах куда-то бежали и по дороге умирали. Запад пришел к ним со своей демократией. И сегодня они побежали оттуда миллионами, потому что в результате этой демократии у них сломлены все жизненные устои. Идут они, конечно, туда, где считают лучше жизнь, — в ЕС. Кстати, через нашу территорию. Хотя и об этом было прекрасно сказано: процент нелегальных мигрантов, которые бегут через нашу территорию, критически низок по сравнению с тем, сколько идет по другим каналам. Когда обвиняют Беларусь в каких-то миграционных вещах… Я вижу ролики по западным СМИ, как сотни плывут на лодках через Ла-Манш из Франции в Великобританию. Что-то я не припомню, чтобы Великобритания где-то на каком-то уровне устроила показательную порку Франции, обратилась в Международный суд ООН с тем, что Франция плохо выполняет свои обязательства. Понимание, наверное, есть этого феномена, что это не так все просто. У нас в свое время была выстроена с Евросоюзом эффективная система взаимодействия. Мы совместно отрабатывали все проблемные вопросы. Чуть ли не на еженедельной основе уполномоченные по границе, таможня, МВД отрабатывали все вопросы, связанные с укреплением границы. К этому подключали Евросоюз, Фронтекс и так далее. Совместные тренинги, проекты технической помощи. Но как же иначе? Мы же соседи, мы всегда входили в положение, понимая, что это не наша проблема. Это проблема, прежде всего, Евросоюза», — также отметил белорусский министр.
Как правило, эти люди себя ведут в Беларуси очень тихо и смирно. Потому что они не хотят, чтобы мы их увидели. Их главная задача — пересечь дальше границу, поэтому они не хотят попадать в поле зрения наших правоохранительных органов. Для нас это не проблема. Пусть переезжают, покупают какие-то товары, пользуются какими-то услугами. Здесь каких-то преступлений, кроме преступлений, связанных с пересечением нелегально границ и трафиком людей, они не совершают, фактически. Поэтому это больше проблема, конечно же, ЕС и стран происхождения таких мигрантов.
«Я уже говорил, ведь 70 человек погибло, многих из которых даже не знают по фамилии — кто это, что это. А это же граждане конкретных стран на Востоке. Тех стран, где родственники до сих пор не знают, где члены их семьи, где их друзья, где их знакомые. Они здесь, на границе, кто-то уже в земле, чтобы не показывать, что есть такие факты», — также отметил глава белорусского внешнеполитического ведомства.