Меню
Голас Любаншчыны

Путь в небо. Военная история кавказской летчицы-истребителя Зулейхи

Зулейха Сеидмамедова
Фото: открытый источник

Имя Зулейхи Сеидмамедовой было достаточно известным в Советском Союзе. Одних советских людей оно мысленно возвращало в суровые годы Великой Отечественной войны, когда Зуля, как ласково ее звали, со своими боевыми подругами воевала в небе фронтовом, другим Сеидмамедова запомнилась как женщина-министр социального обеспечения Азербайджанской Советской Социалистической Республики, а им она была более 20 лет.

В литературном же мире и читательских кругах советской страны Зулейха Сеидмамедова еще была известной как автор книги «Записки летчицы».

С ВЫДЕРЖЕК ИЗ ЕЕ КНИГИ И НАЧНЕМ РАССКАЗ О ПЕРВОЙ ЛЕТЧИЦЕ КАВКАЗА

Впервые моя рука ложится на ручку управления, нога ощущает упругую педаль. Я стараюсь точно выполнять команды Нарышкина. Я веду машину, и она мне повинуется. Она послушно взмывает кверху, когда я беру ручку на себя…

— Спокойно! Не рви! — командует Нарышкин, — Теперь отдай вперед… Он терпеливо учит меня управлять самолетом. Понемногу я привыкаю, и с каждым полетом чувствую себя уверенней в воздухе.

***

Я лечу над ночным Баку. Как он красив сверху! Под крылом моей машины — бухта, четко ограниченная подковой огней. Красные и белые фарватерные мигалки будто подмигивают мне дружелюбно, предупреждая нас: не сбейся с пути, Зулейха. Золотая россыпь городских огней под крылом. Мой город спит после трудового дня. Гудит в вышине одинокий мотор, и я кажусь себе самой бессонным часовым. Как часто впоследствии приходилось мне летать над затемненными городами, охраняя их от вражеских налетов! Как часто вспоминала я в годы войны эти первые мои ночные полеты над мирным спящим Баку…

***

Никогда не забуду Москву тех дней. Ночные воздушные тревоги, тяжкий грохот танковых колонн, уходящих на близкий фронт. Мешки с песком у витрин, надолбы, пулеметные точки на уличных перекрестках. Слепые окна, заклеенные крест-накрест полосками бумаги…

После окончания академии меня назначили штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии им. Жуковского. В первый же день полк был переформирован в боевой и поставлен на охрану воздушных подступов к столице.

***

Как-то раз мы с Марусей Кузнецовой — моей верной и неизменной ведомой — патрулировали над крупным военным объектом. Вдруг слышу в наушниках голос нашего начальника штаба Макуниной:

— Сокол-11! Сокол-11! К северу от вас на высоте четыре тысячи идет самолет противника!

Осматриваюсь. Действительно, недалеко от нас, но гораздо выше, встречным курсом идет «Юнкерс», очевидно, замечает нас — встреча с истребителями не очень-то ему по вкусу. Он увеличивает скорость и ныряет в облака. Ну нет, так просто ты от нас не уйдешь! На полном газу мы мчимся вдогонку. Сближаемся… «Юнкерс» открывает огонь. Вижу: у его крыльев бешено замигало желтое пламя. Я ловлю нос вражеской машины в перекрестие прицела. Нажимаю на гашетку. Маруся тоже ведет прицельный огонь. Тяжко, упруго стучат пулеметы. Длинная очередь… Черный дымок потянулся с правого крыла «Юнкерса». Ага, мотор горит! «Юнкерс» с воем входит в крутое пике — у уже не выходит из него. Он врезается в землю, столб дыма и огня встает над местом его гибели.

Мы с Марусей делаем круг над догорающим фашистским самолетом. Мы счастливы: еще одной боевой машиной меньше у Гитлера.

***

— Товарищ капитан! Вам письмо.

Я выскакиваю из помещения штаба полка и выхватываю из рук солдата-почтальона письмо. Наконец-то! Два месяца я не получала вестей из Баку и очень тревожилась. Вскрываю конверт и вижу газету, сложенную вчетверо. «Вышка». Приятно видеть знакомую с детства Бакинскую городскую газету, но для чего прислал мне ее отец? Разворачиваю «Вышку». Вторая страница посвящена Дню авиации. Взгляд останавливается на заголовке «Отважная летчица». В заметке мелькает моя фамилия… Неужели обо мне?

Читаю: «среди отважных дочерей нашей Родины Зулейха Сеидмамедова занимает почетное место. Десять лет тому назад шестнадцатилетняя Зулейха совершала смелые полеты и прыжки с парашютом. «Дочь неба», как назвали Зулейху ашуги, скоро поступила в Военно-воздушную академию. Накануне Отечественной войны, в мае 1941 года, она закончила штурманский факультет академии. Сеидмамедова получила назначение в истребительную авиацию противовоздушной обороны. Она защищала ряд крупнейших городов нашей страны, работала штурманом прославленного полка майора Гриднева, который мужественно бил немецко-фашистских стервятников во время боев под Курском…

***

Я с благодарностью думаю о своих учителях и наставниках — об инструкторах Бакинского аэроклуба и преподавателях академии. И, конечно, о дорогой моему сердцу Марине Расковой. Ее нет сегодня среди нас, она погибла в начале 1943 года, и урна с ее прахом покоится в кремлевской стене. Но славное имя ее живет и будет жить, пока существует на земле авиация.

С болью думаю я о моих фронтовых подругах, чьи могилы остались вехами боевого пути женского истребительного авиаполка от берегов Волги до земли Украины. Наши храбрые комэски Раиса Беляева и Евгения Прохорова, летчицы Валерия Холмякова, Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Клавдия Нечаева, Евдокия Носаль, Евгения Руднева, Нина Лебедева, Любовь Губкина, Анна Яровская — вы отдали свои молодые жизни за Родину, вы не дожили до великого часа победы. Но пусть ваши имена и ваше беззаветное мужество не будут забыты!

ПУТЬ В НЕБО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕВУШКИ

В ее семье, как о чем-то само собой разумеющемся, считали, что, окончив среднюю школу, Зулейха обязательно станет инженером-нефтяником. И хотя Зуля и стала студенткой нефтяного вуза, но дальнейшей ее судьбой стала авиация. А все началось с экскурсии на аэродром, где их, студентов, еще и катали на самолетах У-2. Так впервые в жизни она оказалась в небе и, хотя, как признавалась потом, еле дышала от страха, но твердо решила: «Все равно она научится не бояться, она станет летчиком!»

А так как небом «заболели» и другие студенты, то при поддержке руководства института и ОСОАВИАХИМа, был создан студенческий аэроклуб.

Хоть и медленно, но теоретическая учеба, а затем и учебные полеты начались. И Зуле на всю жизнь запомнились первые показные полеты учпилотов, так называли тогда их — аэроклубовцев, тот первый раз, когда юная летчица — ей ведь было всего 16 — взяла на себя управление самолетом. А еще и первый прыжок с парашютом… Она старалась, прыгала буквально каждый день, и это дало ей право на участие в предстоящем в стране слете парашютистов. И Зулейха, единственная девушка в составе закавказской команды, отстаивала спортивную честь Кавказа на уровне Союза.

Затем девушка стала инструктором в бакинском аэроклубе. Все это одновременно с учебой в институте. А ей было всего 18, и она горько плакала, когда ей отказали в учебе в Военно-воздушной академии имени Жуковского, куда решила поступать, окончательно приняв решение посвятить себя авиации. И все же Зуля добилась своего.

КАК ВОЕВАЛА ОТВАЖНАЯ ДОЧЬ КАВКАЗА — ШТУРМАН АВИАПОЛКА ЗУЛЯ

Великая Отечественная война застала Сеидмамедову уже выпускницей Военно-воздушной академии. В тот день, 22 июня 1941 года, она встречала на Курском вокзале брата, оба были очень рады встрече. И вдруг… резко посуровели лица людей, когда из репродуктора на привокзальной площади прозвучало слово «ВОЙНА».

Вскоре начались массированные налеты врага на Москву. К тому времени Зулейха уже была назначена штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии. В первый же день войны его переформировали в боевой и поставили на охрану воздушного пространства на подступах к столице.

А затем ей выпала честь защищать небо Родины под командованием прославленной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой, которой было поручено сформировать три женских авиаполка. В одном из них — истребительном — Зулейха стала штурманом. Вот только несколько эпизодов из ее боевой летной биогафии.

***

Раннее сентябрьское утро 1942-го, штурман истребительного полка Зулейха Сеидмамедова и ее ведомая Маруся Кузнецова находились в боевой готовности № 1 на аэродроме под Саратовом, который женский полк прикрывал от налетов вражеской авиации. Именно тогда и произошел тот воздушный бой, о котором сама Зуля рассказала в книге.

***

На всю жизнь запомнился ей бой на Курской дуге. Это было тогда, когда, задумав взять реванш за поражение под Сталинградом, фашисты начали новое наступление. В постоянном напряжении тогда были и наши женщины истребительного полка. А в одном из боевых вылетов группа, ведущей которой и была Зулейха, приняла воздушный бой со значительно превосходящими по количеству немецкими истребителями.

Выполнив смелый боевой разворот, Зулейха зашла в хвост одному из них и услышав взволнованный голос своей ведомой: «Зуля, бей, прикрываю», открыла огонь. Не отпуская гашетку пулеметов, била и била по черному кресту, выйдя из боя лишь когда уже совсем близко перед глазами увидела черный шлейф дыма вражеского самолета.

А впереди было еще участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции и боевые вылеты во время освобождения Европы от коричневой чумы. В последний раз Зулейха села в кабину своего Як-9 в 1945 году, под Бухарестом.

Ее 586-й истребительный авиационный полк вписал в Победу немало ярких, героических страниц, пройдя путь от берегов Волги до Вены.

Летчицы полка на истребителях конструкции Яковлева прикрывали от налетов вражеских бомбардировщиков крупные промышленные центры и железнодорожные узлы — Саратов, Воронеж, Касторную, Курск, Киев, Житомир, Котовск, Бельцы, охраняли мосты через Волгу, Дон, Воронеж, Днепр, Днестр.

Полк прикрывал переброску войск Степного и 2-го Украинских фронтов, штурмовал войска противника в районе Корсунь — Шевченковского, охранял железнодорожный узел Дебрецен (Венгрия), военно-промышленные объекты Будапешта и переправы через Дунай.

С момента формирования и до конца войны летчицы 586-го ИАП около 9000 раз поднимали в небо свои истребители. За этот период они находились в воздухе свыше 5300 часов. Из указанного количества вылетов 4419 было произведено на выполнение боевых заданий командования, в том числе 1159 — на прикрытие военно-промышленных объектов и патрулирование в их зоне, 337 — на перехват, встречу и преследование самолетов противника, 310 — на прикрытие боевых порядков наземных войск, 174 — на прикрытие наземных войск во время их передвижения по железным и шоссейно-грунтовым дорогам в местах сосредоточения, 49 — на сопровождение к цели наших штурмовиков и бомбардировщиков, 301 — на сопровождение особо важных самолетов к линии фронта, 16 — на разведку войск противника и 2073 — на выполнение других боевых заданий командования.

За успешное выполнение заданий командования на фронтах ВОВ и проявленное при этом мужество сама Зулейха Саидмамедова была награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

ВЫСОТЫ ЗУЛЕЙХИ СЕИДМАМЕДОВОЙ В МИРНЫЕ ДНИ

Демобилизовавшись в 1945 году, Зуля вернулась в родной Баку и сразу же молодежь республики избрала храбрую летчицу своим вожаком. Работала она с душой, завоевала высокий авторитет делами и это было замечено и оценено по достоинству, ее наградили вторым орденом «Знак Почета». А вначале 1950-х Зулейха Сеидмамедова стала министром социального обеспечения республики и проработала на этом посту более двадцати лет.

Приветливая, открытая людям, она говорила: «… к нам приходят чаще не от хорошей жизни и приходят с надеждой на поддержку». И министр делала иногда невозможное — только бы помочь человеку. А когда к ней, прошедшей фронт, обращались бывшие фронтовики — инвалиды войны, то твердо знали, что их просьбы обязательно будут услышаны. Заслужено ей в один из Международных женских дней — 8 Марта — была вручена высшая в СССР награда — орден Ленина.

А позже, когда по состоянию здоровья пришлось оставить министерский пост в начале 1970-х, Зулейха Сеидмамедова так же добросовестно работала заместителем председателя президиума республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. И на этом посту, как всегда прежде в своей жизни, она придавала огромное значение дружбе и взаимопониманию между людьми, какой бы национальности они ни были.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Зулейха Сеидмамедова
Зулейха Сеидмамедова
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59