Россия и монархии Персидского залива совместно переориентируют свою внешнюю политику

лавров саудовская аравия
Фото: МИД России

Последние полтора года показали кардинальное изменение направления внешней политики России. Политика Запада вынудила Российскую Федерацию создавать условия для более тесного взаимодействия с государствами «глобального Востока и Юга».

Почему именно с ними? Ответ лежит на поверхности: ни одно государство Ближнего Востока не только формально не присоединилось ни к одной западной санкционной инициативе и четко не обозначило свою позицию в украинско-российском конфликте, но многие из них открыто показывают свое подчеркнуто дружелюбное отношение к Москве. Если быть более конкретным, то так относятся к России нефтедобывающие государства Персидского залива, а также некоторые их союзники в Африке.

Если вспомнить недавнюю историю, то отношения между Россией, государствами Ближнего Востока и их союзниками в Африке имеют свое конкретное практическое наполнение: Ирак и Саудовская Аравия взаимодействуют с Москвой, координируя свои действия по вопросам добычи нефти, Египет возводит при помощи «Росатома» свою первую АЭС «Эд Дабаа», Иран высказал намерение обслуживать лайнеры западного производства, принадлежащие «Аэрофлоту»…. Новостей, подобных этим, с каждым днем приходит все больше и больше.

Можно также заметить, что сотрудничество между Россией и арабскими монархиями Персидского залива вышли на качественно новый уровень после визитов в регион европейских и американских делегаций. Лидируют по количественному и качественному взаимодействию с Россией Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Это связано с тем, что именно эти две монархии больше всех разочаровались в американцах, которые в наиболее сложные моменты просто дистанцировались от них, а проще говоря, предали. Раз так, то Королевство и ОАЭ решили диверсифицировать свою внешнюю политику, склоняясь к углублению отношений с Россией и Китаем, чтобы чувствовать себя более стабильно и уверенно.

Монархии Персидского залива в связи с дипломатическим уходом американцев из региона стали ощущать себя самостоятельными игроками на поле международных отношений, которые могут позволить себе делать серьезные внешнеполитические маневры, пользоваться «истинно американскими методами» неприкрытого вмешательства в чужие дела, меняя по своему усмотрению расстановку сил в своем регионе. Например, Королевство Саудовская Аравия, оказывая финансовую помощь Египту, ставит ему определенные условия. При этом, вместе с ростом влияния Эр-Рияда на региональную политику существенно увеличивается его дистанцирование от США, несмотря на то, что они остаются одним из главных торговых партнеров.

Наконец, налаживание отношений между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая и с согласия России, которая могла бы и сама выступить в качестве посредника, учитывая свои текущие отношения с Тегераном и Эр-Риядом, дает шанс на выстраивание новой системы региональной безопасности без участия американцев.

Россия, в отличие от США, которые стремятся занять любую свободную нишу, не настаивала на своем посредничестве в иранско-саудовском урегулировании, потому что Саудовскую Аравию могли бы заподозрить в создании альянса с Россией, а Китай в этом случае оказался более политически нейтральным и его участие в иранско-саудовском сближении указало не только на экономическое, но и на политическое присутствие в регионе в пику американцам и ЕС.

Государства Персидского залива не без поддержки России и Китая используют сложившуюся ситуацию на международной арене в своих интересах, переориентируясь на них. Это происходит благодаря диверсификации приоритетного внешнеполитического направления со стороны Москвы.

Россия Иран
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59