Меню

Что означает назначение нового секретаря Союзного государства, объяснил политолог

Что означает назначение нового секретаря Союзного государства, объяснил политолог

Союзное государство — уникальный проект, и для него нужен уникальный руководитель: академик, политик, человек с огромным авторитетом и левыми взглядами. Именно таков Сергей Глазьев, и его назначение должно форсировать экономические процессы, которые идут между Беларусью и Россией, пишет политолог Андрей ЛАЗУТКИН.

Убеждения Глазьева во многом близки взглядам Александра Лукашенко — Глазьев, во-первых, антирыночник (если рынок понимать как хаос и отсутствие госрегулирования), а, во-вторых, патриот и ответственный за экономическую безопасность еще со времен правительства Евгения Примакова. Кроме того, Глазьев — уроженец Украины, много лет находится под американскими санкциями, поддерживает российскую внешнюю политику последних лет, и поэтому для Беларуси это свой в доску человек. Если завтра к нему на поклон придут американцы с предложением о «сделке», то понимания не найдут — это принципиальный и порядочный руководитель, который никогда не менял взглядов в угоду конъюнктуре.

Какие задачи стоят перед Глазьевым?

Если выстроить некий мостик от зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза — к ЕАЭС и Союзному государству, то СГ среди них является высшей формой интеграции России и отдельно взятой постсоветской республики. Предполагаем, что политическая задача Глазьев — дошлифовать интеграцию, потому что не за горами 2030 год, когда в Беларуси пройдут президентские выборы, на которых наше население будет снова голосовать, по сути, за восточный вектор развития, как в далеком 1994-м году.

Поэтому для России в плане политики важно создать и закрепить, во-первых, единый экономический фундамент, который будет определять ландшафт и интересы всех политических сил Беларуси, а во-вторых, с учетом последствий СВО, подтвердить привлекательный образ России с точки зрения интеграции — показать, насколько выгодным, эффективным и технологичным может быть сотрудничество с РФ.

В этом — та сама скрытая функция Беларуси, о которой часто говорит белорусский Президент, когда союз двух независимых государств дает больше, чем одно унитарное государство. Миссия Союзного государства — стать пилотным проектом и примером, во что могут объединиться с Россией другие республики постсоветского пространства, не теряя суверенитета.

Вместе с тем, при назначении Сергея Глазьева было подчеркнуто, что СГ, как и ранее, строится по формуле «два государства — одно отечество», то есть Минск ориентируется на создание единого рынка энергоресурсов, гармонизацию законодательства, единое налогообложение и промышленную политику, а не на политические формы интеграции.

Это достаточно важная ремарка, равно как и сама фигура Глазьева, которая утверждалась двумя сторонами. Поскольку именно экономика (а не, скажем, политтехнологические проекты) качественно сближают наши народы.

Надо сказать, что белорусско-российские отношения проходили множество этапов, где часто именно кадры влияли на формат отношений, поскольку вместе с кадрами менялись подходы, которые не всегда устраивали обе стороны. И в этом плане Глазьев, как один из авторов концепции Таможенного союза, является знаковой фигурой. Несмотря на несколько неудачных попыток расширить ЕАЭС (в свое время от вступления отказалась Молдова, Украина, а позже Узбекистан), именно Глазьев курировал общее пространство на всех этапах, в то время как ельцинская школа экономистов, типа Гайдара и Чубайса, выступала за деиндустриализацию, полный разрыв связей с республиками и либеральный курс России.

Штрихи к портрету

Глазьев длительное время отвечал за внешнеэкономическую деятельность РФ, то есть хорошо знает специфику отношений с постсоветскими государствами, где связи никогда не бывают чисто рыночными.

При этом сам Глазьев — производственник, что важно уже для внутрироссийской расстановки сил. Традиционно в любых государствах, как Запада, так и Востока есть противоречия между промышленным и финансовым капиталом. И в этом плане Глазьев близок к «промышленной» группе в России, т.к. именно производство (а не только газ и нефть) обеспечивает устойчивые связи между постсоветскими государствами. Санкции, к слову, ярко показали правоту взглядов Глазьева и «промышленников», в то время как сторонники сотрудничества с Западом и «финансисты» уперлись в конфискацию активов и санкции.

Еще один важный момент — Глазьев не просто функционер, но и политик. Ландшафт России гораздо сложнее белорусского, и внутри РФ постоянно существует спрос на патриотические, но при этом не оппозиционные власти силы. Если, условно, Владимир Путин является президентом для всех элитных групп, то Глазьев — это, наверно, самый яркий представитель патриотической башни российской власти. Так что Беларусь получила еще и прямой выход на внутрироссийские процессы.

Что же касается некой критики, то можем только заметить, что, как и в любом деле, нужна не быстрая победа и яркая отчетность, а поэтапная реализация стратегии. Поскольку интеграция экономическая, то и заниматься белорусским направлением поставлен экономист, а не, скажем, политтехнолог. Поэтому предполагаем, что Александр Лукашенко очень доволен назначением — несмотря на то, что Глазьев экономист и интеграция остается в экономической рамке, по факту повысится политическая роль СГ и влияние этой структуры как на внутрибелорусские, так и внутрироссийские темы.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59