«Пасха — это наша надежда»: как избежать обрядности и ощутить истинный смысл праздника

Пасха — праздник, который объединяет миллионы людей, но понимают ли они его истинный смысл? Накануне Светлого Христова Воскресения мы поговорили с протоиереем Андреем о том, почему Пасха — главный праздник для православных, как избежать обрядности в подготовке к ней и что важнее всего в эти дни — традиции, пост или внутреннее очищение.
Протоиерей Андрей — настоятель Свято-Троицкого прихода агрогородка Лесной, благочинный 3-го Минского районного округа. Под его руководством находятся два храма — Свято-Троицкий и Благовещенский, а также больничные храмы: в госпитале ветеранов ВОВ — в честь архангела Михаила, и в онкологическом центре — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При храмах действуют сестричество и молодежное движение. Отец Андрей служит здесь уже 30 лет.
Накануне Светлого Христова Воскресения мы поговорили с ним о смысле Пасхи, традициях и современном восприятии праздника.
— Почему Пасха — главный праздник для православных?
— Интересно, что в западном христианстве главный праздник — это Рождество. Для западного человека с его менталитетом Христос родился — и все. Но для нас очень важна Пасха — Воскресение Христово. Христос родился не просто для того, чтобы быть земным пророком или учителем. Он показал нам путь души — воскресение.
В 20-30 лет кажется, что жизнь бесконечна, но к 50-60 годам у каждого возникает вопрос: «А дальше что?». Церковь восточного обряда отвечает: дальше — Суд и вечность души. До Христа рая не было. Праведники после смерти находились в аду, пребывали в ожидании — не страдали, но и не радовались. Именно Воскресение Христово открыло врата рая. Поэтому Пасха — это надежда. Праздников праздник и торжество торжеств.
— Изменилось ли в наше время празднование Пасхи?
— Мы всегда стоим за соблюдение традиций и боремся с обрядностью. Например, нецерковные люди в Страстную седмицу вытаскивают ковры и начинают их чистить. Конечно, в этом есть некое стремление к очищению, но оно сублимировано в ковры. В Страстную седмицу мы вспоминаем Тайную вечерю, предательство Иуды, суд над Христом, Его распятие, погребение и воскресение. Пасха — это прежде всего внутреннее очищение, а не внешнее.
Еще бывает, приходят люди с некрашеными яйцами. Спрашиваешь: «Почему?» Отвечают: «У нас покойник, нам нельзя». Но это неверно. Христос воскрес прежде всего для умерших.

— Как Вы относитесь к местным церковным традициям?
— Мы поддерживаем традиционные обряды нашей местности. На Рождество — колядки, на Пасху — нарядная одежда. В церковь всегда надевали самое лучшее, особенно женщины. Освящение вербы — это тоже не канон, а добрая церковная традиция. В Греции, например, освящают финиковые листья. У нас верба первой зеленеет, потому и сложился такой обычай.
Важно причаститься на Пасху, исповедоваться, поститься перед праздником, соблюсти Страстную седмицу — но по силам.
— Как правильно поститься «по мере своих сил»?
— Пост должен воскрешать, а не вредить здоровью. Если врачи запрещают — их надо слушать. Поститься можно не только телом: меньше смотреть телевизор, реже заходить в интернет, избегать осуждения, ссор, больше молиться. Послабления есть для больных, солдат, тех, кто тяжело работает физически, для путешественников.
Уставы писались для монастырей. Конечно, и от поста отказываться нельзя. Нужно найти свою меру — с усердием, но без фанатизма.

— Как вы относитесь к коммерциализации Пасхи?
— Было время, когда многие носили так называемые «иерусалимские браслеты». Это язычество под прикрытием православия. Кулич, испеченный мамой или бабушкой с молитвой, имеет больше пользы, чем дубайский или иерусалимский. Важно сердечное состояние человека, который его делал.
Пасхальные угощения должны быть освящены. Кулич делается из теста, а пасха — творожная с изюмом. Это наши традиции. Нововведения — дань моде, а мода быстро проходит.
— Как можно объяснить суть Пасхи неверующему?

— Пасха — это будущее, надежда и мотивация жить. Если бы не было Пасхи, у любого доброго человека терялась бы мотивация быть добрым человеком. Он устает от людей, от забот, от ошибок. И к сорока годам он сам себе говорит: «Дальше нет сил жить, вокруг очень много нехорошего». А Пасха дает возможность подняться из любой духовной ямы.
— Что пожелаете верующим на Пасху?
— Относитесь к неверующим с пониманием, старайтесь донести до них веру. Мы рождаемся уже со страстями, просто с годами они расширяются, увеличиваются. И задача человека — не дать себя съесть этими страстями, собственным эгоизмом. Человеком можно родиться, но остаться человеком — это уже труд. Поэтому у каждого праведника есть грешное прошлое и у каждого грешника есть праведное будущее. Важно помнить об этом.
Автор: Анастасия Иванова
Рекомендуем

