Редкие универсалы СССР: забытые легенды советского автопрома

Сегодня универсалы не столь популярны, но пару десятков лет тому назад они были востребованы, хоть и малодоступны. В условиях дефицита личного транспорта универсалы становились незаменимыми помощниками, позволяя перевозить крупные грузы, семейный багаж и даже использовать их в служебных целях.
Москвич-423: первый серийный универсал СССР
В 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) представил Москвич-423, который стал первым серийным универсалом в СССР. Автомобиль получил пятидверный кузов, а его задняя дверь открывалась влево, что было необычным решением. Двигатель — 35 л.с., позднее появились версии 423Н и 424 с 45-сильными моторами. Грузоподъемность — до 250 кг при сложенных задних сиденьях. Особенности — задние рессоры шире, чем у базовой модели, запасное колесо размещалось под полом. Этот универсал был востребован в народном хозяйстве и служебных перевозках, но в частные руки попадал редко.

С-3Д: универсал на базе «инвалидки»
Серийный выпуск начался в 1967 году на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ), но универсальная версия так и осталась опытным образцом. Компоновка — заднемоторная, с одноцилиндровым двигателем. Мощность — 12-14 л.с. Трансмиссия — 4-ступенчатая КПП с реверс-редуктором вместо задней передачи. Этот автомобиль мог бы стать удобным транспортом для людей с ограниченными возможностями, но в серию не пошел.

Волга ГАЗ-22: универсал для служебных нужд
Прототип появился в 1960 году, а серийное производство стартовало в 1962-м. Трансформируемый салон — вместимость до 7 человек. Грузоподъемность — до 400 кг. Популярность — использовался в такси, скорой помощи и госучреждениях. Этот универсал был удобен для перевозки пассажиров с багажом, а также использовался в медицинских службах. Один из таких автомобилей принадлежал Юрию Никулину.

ГАЗ-13С: «Чайка» в кузове универсала
Мало кто знает, но представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускался и в кузове универсал. Производство — мелкосерийное, сборка велась на заводе РАФ в Риге. Назначение — санитарные автомобили для правительственного Минздрава. Особенности — удлиненная крыша, дополнительное боковое окно, задняя дверь Всего было выпущено около 30 машин, и они использовались исключительно в служебных целях.

Рекомендуем


