18°
Меню

Пособиям на детей почти 150 лет. Какими они были в разные годы

дети
Фото: из открытых источников

С позиций сегодняшнего дня кажется, что выплата пособий семьям, воспитывающим детей, осуществлялась государством всегда. А ревнители СССР не преминут сказать, что такие выплаты начала именно советская власть и что до 1917 года никаких денег на детей отродясь не давали. Все это, однако, не так…

После Великого Октября соцполитика советской власти в семейных отношениях была радикально трансформирована. Если в первые постреволюционные годы в стране активно претворялись в жизнь идеи отмены института семьи («семья — вред для общества»), раскрепощения женщины и национализации детей, то к началу 1930-х политика государства стала на рельсы укрепления семьи и усиления родительской ответственности. Причины понятны: после Первой мировой, революции и Гражданской войны, сопровождавшихся колоссальными людскими потерями, требовалось их восполнить.

Но для нас интерес представляет не анализ социальной политики, а суммы выплат, как трансформировались эти выплаты за 150 лет. Почему именно за полтора века? Потому, что впервые в России пособия на детей были введены не советской властью, а Александром II в 1877 году. И полагались те пособия семьям солдат, призванных в военное время из запаса.

За веру, царя и Отечество

Накануне Русско-турецкой войны 1877-78 гг. в России была проведена военная реформа, в результате которой от рекрутских наборов перешли к призывной армии. На войну с Османской империей (ради спасения Болгарии) были мобилизованы резервисты, после чего возник вопрос: как жить их семьям, пока русский кормилец сражается на Балканах за единоверцев, предавших его сегодня.

Обеспечение солдатских семей на время войны было возложено на земства, сельские и городские общества по месту жительства. Мера — важная, т. к. помогала пережить военное лихолетье и дождаться либо возвращения мужа/отца, либо назначения пенсии в случае его гибели/увечья. Но в ходе войны с турками и особенно в последующей Русско-японской войне обнаружились и недостатки принятого решения. Главная проблема: пособие полагалось лишь семьям, не имевшим достаточно средств к существованию. А вот кого следует признавать нуждающимися, не было определено и оставалось на усмотрение местных властей.

С учетом выявленных проблем царское правительство разработало и внесло в Госдуму закон «О призрении нижних воинских чинов и их семей», утвержденный Николаем II 25 июня 1912 года, день в день через 35 лет после аналогичного документа Александра II.

Отныне расходы на пенсии и пособия военнослужащим и членам их семей государство брало на себя. Право на пособие (паек) получили все семьи мобилизованных, доказывать свою нуждаемость им больше не требовалось.

Паек выплачивался в денежной форме. Его величина определялась как стоимость установленного набора припасов в той местности, где проживала семья. На каждого члена семьи полагалось в месяц: муки — 1 пуд 28 фунтов (27,8 кг), крупы — 10 фунтов (4,1 кг), соли — 4 фунта (1,6 кг), постного масла — 1 фунт (0,4 кг).

Размер пайка регулярно пересматривался при существенном изменении цен на продовольствие, но не реже чем к 1 сентября каждого года. На детей до пяти лет пособие выплачивалось в половинном размере. Выплата пособий в городах производилась ежемесячно, а в сельской местности — четыре раза в год (в марте, июне, сентябре и декабре), за три месяца вперед.

Пособие назначалось жене военнослужащего и его детям до достижения возраста 17 лет, а также нетрудоспособным детям старше этого возраста. Кроме того, пособие назначалось родителям, деду и бабке, братьям и сестрам военнослужащего, если они жили его трудом.

Можно ли было прожить на размер пайка? Да.

Во время войны женщины (особенно на селе) впервые получили в собственные руки значительные суммы.

— Большинство женщин, имеющих право на получение пособия, не считая неспособных к труду старух, получают до 15 и более рублей в месяц, чего они прежде никогда не получали, — отмечал председатель тогдашней Тамбовской городской думы.

Бывали случаи, когда сумма пайка достигала 30-45 руб., такие деньги сам призванный не смог бы заработать.  Часто многодетные солдатки, получив пособие, переставали трудиться сами, нанимая работников. А если солдатка жила в большой семье родителей мужа, получение регулярного казенного пособия резко повышало ее статус.

За власть Советов

О пособиях семьям красноармейцев после 1917 года, «часто менявшихся», написано много. Мы напишем коротко.

За время Первой мировой войны выплата пособий стала самой крупной статьей бюджетных расходов по гражданским ведомствам: на выплату пайков в России в 1914—1917 гг. было потрачено 40% гражданской части бюджета.

Системные выплаты пособий на детей в это время исчезли; в стране было около 5 млн беспризорников. Всех их требовалось поймать и распределить по детским домам, трудовым и сельским коммунам. В 1919 году Совнарком постановил бесплатно обеспечивать детей продуктами питания независимо от их социального происхождения, после чего в стране была введена детская карточка на получение обеда из двух блюд, а кроме того 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц (тогда паек рабочего или красноармейца был почти в два раза меньше). Другими словами, все пособия на детей семьям мобилизованных «съели» продуктовые карточки для бездомных. Цифры разнятся, но, по самым скромным подсчетам, тогда карточки помогли спасти от голодной смерти не менее 3 млн детей.

Сделайте над собой усилие, прочтите очерк Булгакова «Киев-город», в котором описана одна из тысяч граней «войны» за детей. Причем грань почти счастливая.

Еще не отгремели пушки…

8 июля 1944 года в стране вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства…».

Пособие на ребенка составляло тогда 4 руб. Чем больше детей, тем больше денег получала мать (лучше сказать, вдова). Ниже приводится размер выплат:

матерям, имеющимпри рожденииединовременноежемесячно
двоих детейтретьего ребенка 
троихчетвертого65 руб.4 руб.
четверыхпятого85 руб.6 руб.
пятерыхшестого100 руб.7 руб.
шестерыхседьмого125 руб.10 руб.
семерыхвосьмого125 руб.10 руб.
восьмерыхдевятого175 руб.12,5 руб.
девятерыхдесятого175 руб.12,5 руб.
десятерыхкаждого следующего250 руб.15 руб.

Какие были в 1944 году цены?

Мука (1 кг) — 130 руб.

Картофель (1 кг) — 75 руб.

Молоко (1 литр) — 72 руб.

Подсолнечное масло (1 литр) — 500 руб.

Свинина (1 кг) — 380-400 руб.

Яйца (десяток) — 160 руб.

После окончания войны, когда с фронта начали возвращаться мужчины, выплаты на детей в полных семьях постепенно прекратились. А сиротам и одиноким матерям с детьми вместо пособий стали выплачивать пенсии.

Вернулись к детским выплатам в 70-е годы. Чтобы улучшить условия воспитания нового поколения, решено было увеличить помощь малообеспеченным семьям. Таковыми считались те, где на каждого члена (в т. ч. ребенка) приходилось меньше 50 руб. в месяц (для северных районов — 75 руб.).

С 1 ноября 1974 года пособия начали выплачивать на каждого ребенка в размере 12 руб. ежемесячно до достижения им возраста 8 лет. Семье на эти деньги можно было прожить неделю.

Цены на продукты в 1974 году

Хлеб — 16-24 коп. (буханка 1 кг).

Мука (1 кг) — 46 коп.

Сахар — 75 коп.

Шоколадные конфеты (1 кг) — 2,4—3,6 руб., карамель — 1,6-1,8 руб.

Молоко (1 л) — 20 коп.

Коробок спичек — 1 коп.

Тетрадь на 12 листов — 2 коп.; карандаш — 2 коп.; тетрадь на 18 листов — 3 коп.; дневник школьный — 18 коп.

Кефир (бутылка 0,5 л) — 45 коп. (15 коп. стоила бутылка, которую можно было сдать в магазин).

Сливочное масло — 2,4 руб./кг, банка сгущенного молока (400 г) — 55 коп., твердый сыр — 2,7 руб./кг.

Коммунальные услуги составляли около 15 руб.

Проезд на общественном транспорте: 3 коп. — трамвай, 4 коп. — троллейбус, 5 коп. — метро и автобус.

Одежда для детей: колготки, белье — 2-3 руб., платье летнее — 6-8, зимний костюм на ребенка 6-7 лет — 16-20 руб.

Беларусь. Наши дни

8 июля 2024 года подписан Закон «Об изменении законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей», который вступает в силу с 1 января 2025 года.

На сегодняшний день в органах по труду, занятости и социальной защите Минской области состоит 16 608 получателей государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

По словам председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Тамары Красовской, действие Закона направлено на усиление адресности в обеспечении государственными пособиями, поддержку женщин, ожидающих рождения ребенка, семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и семей с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид уже достиг возраста 18 лет.

Как пояснила Тамара Петровна, основными изменениями в новом Законе являются:

1. Увеличение минимального размера пособия по беременности и родам:

  • для женщин, получающих образование (студентки и учащиеся), женщин, проходящих службу, женщин, зарегистрированных в качестве безработных до истечения 6 месяцев после увольнения или окончания службы, завершения обучения, — с 50% БПМ (209 руб.) до 100% БПМ (418 руб.);
  • для женщин, работающих по трудовым договорам (контрактам) и не имеющих 6 месяцев стажа работы (женщины из числа молодых специалистов либо начинающих трудовую деятельность), — с 50% БПМ (сегодня — 209 руб.) до 100% минимальной заработной платы (626 руб.) в месяц.

В общем числе получателей пособий доля пособий по уходу за ребенком до трех лет составляет 35% (5811 получателей), на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет — 18,8% (3117 получателей), на детей старше трех лет из отдельных категорий семей — 17% (2826 получателей), по уходу за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет — 29,2% (4854 получателя).

2. Изменения в части пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком:

  • увеличен минимальный размер выплаты по больничному листу для застрахованных лиц, не имеющих 6 месяцев стажа работы, — с 50% БПМ до 100% минимальной заработной платы;
  • урегулированы вопросы, когда необходима выдача больничного листа и оплата пособия по временной нетрудоспособности двум лицам, которые осуществляют уход за детьми в семье.

3. Изменения по пособию на детей старше трех лет из отдельных категорий семей.

Законом предоставлено право на назначение данного пособия:

1. Семьям с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид достиг возраста 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу.

2. Женщинам, воспитывающим ребенка старше трех лет, если отец ребенка, обязанный уплачивать алименты, проходит срочную военную службу, альтернативную службу.

С 1 января 2025 года расширены возможности получения пособия на детей старше трех лет из отдельных категорий семей:

  • к занятости отнесены периоды, когда родители не работали в связи с болезнью (периоды временной нетрудоспособности, подтвержденные организацией здравоохранения);
  • предоставлено право на назначение пособия на детей, которые после окончания школы получают образование на платной основе не только за счет собственных средств семьи, но и в иных случаях — скажем, когда обучение оплачивает организация по месту работы родителей (на детей, получающих образование на бесплатной основе, данный вид пособия не назначается).

В отношении детей с инвалидностью сохранены действующие условия — пособие на них назначается до достижения возраста 18 лет независимо от обучения, формы получения образования и его оплаты.

4. Дополнительная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида:

  • предоставлено право на получение всех видов государственных пособий в период краткосрочного нахождения ребенка-инвалида в доме ребенка в связи с оказанием ему услуги медико-социальной помощи;
  • предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет родителям или другим лицам в период их обучения, переобучения по направлению службы занятости.
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59