Феномен ошибки выжившего: как надежда на авось приводит к ДТП
Ежедневно на дорогах нашей страны случаются автомобильные аварии, в которых страдают и гибнут люди: только за три дня на прошедшей неделе (с 11 по 13 октября) в Беларуси произошло 35 ДТП, в которых 39 человек получили травмы, а 3, к сожалению, погибли. К счастью, общее количество смертельных инцидентов в РБ снижается, в прошлом году их было 434 — минимум за всю историю ведения подсчетов. Но это все равно много, ведь каждая жизнь бесценна!
Многие происшествия — результат трагического стечения обстоятельств, а часть — последствие безалаберного отношения некоторых водителей к ПДД: систематические нарушения правил и осознанное повторение одних и тех же ошибок.
Высокая цена оплошности
В психологии есть такой понятие — «ошибка выжившего (survivorship bias)». В широком смысле, как отмечают специалисты — это когнитивное искажение, в основе которого лежит непонимание причины и следствия. Проще говоря, опасный парадокс мышления, приводящий к заблуждению относительно обстоятельств успешного завершения конкретной задачи, вследствие принятие к вниманию только части информации/действий, а не общей картины/статистических данных. В узком смысле, который нам интересен сегодня — систематическое неправильное поведение конкретного водителя, основанное на его личном опыте; то есть, сегодня я/мой сосед нарушил правила, создал аварийную ситуацию на дороге, пренебрег интересами других участников дорожного движения — ничего не случилось, значит и завтра поступлю также, и проблем не будет.
Такой человек намеренно отбрасывает рекомендации милиции, требования законодательства, просьбы близких, да и, порой, законы физики, делая вывод из своего, до поры до времени, благополучного опыта и из редких новостей/слухов вроде: там-то случилось ДТП и водитель, из-за того, что не был пристегнут, выжил, а если бы воспользовался ремнем, то благополучно не вылетел бы из машины и был раздавлен упавшим бревном, грузом и т.д.; мои друзья всю жизнь не выпускают телефоны из рук за рулем и ни разу не попадали в аварии и т.д. и т.п. И данному индивидууму плевать на глобальную статистику ДТП, информацию о смертях от медиков, тесты производителей пассивных систем безопасности. В его близком кругу и с ним лично ничего плохого не случалось и не случится никогда — он в этом уверен. И зря…
Чем дольше автовладелец, нарушающий правила, не попадает в передряги, тем количество совершаемых им ошибок становится больше — он окончательно убеждается в своей правоте, способностях предвидеть любые ситуации на дороге и умении выходить из любых заварух.
Постоянная езда с превышением скорости, нарушение ПДД, игнорирование ремней безопасности, использование мобильника без громкой связи, покатушки на летней резине в межсезонье и даже зимой, управление машиной подшофе — все эти ошибки выжившего часто приводят к ужасным последствиям. Ведь исключения (не случившиеся аварии) лишь подтверждают правило: бесконечно игнорировать оправданные запреты нельзя — неприятности рано или поздно произойдут.
Что интересно, даже попадая в ДТП, некоторые граждане после случившегося продолжают вести себя безрассудно, обвиняя в произошедшем кого и что угодно: других участников движения, дорожные службы, погоду, мастеров сервисных станций и даже свои автомобили. Опыт полагаться на авось горе-водители транслируют законопослушным гражданам, особенно — автовладельцам-новичкам, тем самым, открывая ящик Пандоры.
К счастью, ужесточение правил дорожного движение, увеличение штрафов, появление новых средств фиксации нарушений, растущий уровень подготовки в автошколах и пропагандистские действия ГАИ постепенно приводят к тому, что количество ответственных и сознательных водителей в Беларуси растет.
Леонардо да Винчи когда-то сказал: «Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?». Так давайте ценить жизнь, не отрицать статистику трагедий, не нарушать правила, написанные кровью, не совершать ошибок за рулем и не спешить на тот свет.