Меню

Исповедь алкоголика. Как люди теряют смысл жизни из-за зависимости

Фото: Анна Халдеева. Перед выходными очереди в вино-водочный отдел увеличиваются

Практически ни один праздник не обходится без спиртного. Горячительное с нами и в горе, и в радости. Считается, что оно повышает аппетит и улучшает настроение, снимает усталость, устраняет скованность в общении. Увы, количество зависимых не уменьшается. По информации Национального статистического комитета, в 2021 году число пациентов с впервые установленным диагнозом «алкоголизм» в Минской области составило 2222 человека. Почему традиция употребления спиртного так прочно укоренилась в нашем обществе и изменилась ли бы ситуация, если бы оно было менее доступным? В этом пыталась разобраться корреспондент «МП».

Сто грамм не считается

Участковый инспектор Боровлянского отдела милиции Дмитрий Смык частенько наведывается к заядлым выпивохам. С любителями напиться до беспамятства он проводит профилактические беседы, контролирует их поведение, досуг.

Участковый инспектор Боровлянского отдела милиции Дмитрий Смык

В пятницу утром он, как обычно, занимается рабочими вопросами: принимает заявления от населения, обходит вверенный ему участок. В его кабинете я знакомлюсь с Вячеславом. Общаться с журналистами он не настроен — отвечает резко и без особого желания. А исходящий от него перегар делает нашу беседу и без того не слишком приятной.

Вячеслава несколько раз задерживали пьяным в общественном месте. Теперь ему грозит поездка в ЛТП. Такой перспективе он, конечно, не рад. Да и пьяницей себя не считает. Говорит, может пропустить рюмку-другую. Ну, так ведь это же, по его мнению, не считается.

— Да я могу вообще не пить! Сила воли у меня есть! Не думаю, что у меня какие-то проблемы с алкоголем! Поэтому лечиться мне незачем, — возмущается кандидат в ЛТП. — Выпиваю, потому что алкоголь дает адреналин, помогает работать. Пропустишь стаканчик — и силы появляются. Даже врачи рекомендуют принимать по 50 грамм в день для тонуса. А еще это при простуде помогает. Попробуйте! — учит Вячеслав.

Первую рюмку он выпил в 15 лет. Все как обычно: выпускной вечер, компания друзей. Затянуло быстро. Пить стал не только по праздникам, но и в свободное время. Частенько брал пиво после работы. Состояние опьянения ему нравилось.

Сегодня Вячеслав работает в дорожно-строительной сфере. Когда-то у него была семья. Но сейчас он в разводе. Уверяет: алкоголь тут ни при чем.

— Могу и два раза в неделю выпить, а могу и каждый день по 100 грамм, — рассказывает Вячеслав. — Иногда наутро хочется опохмелиться. Могу водочкой «подлечиться» или самогонкой. Становится легче. Это же натуральный продукт!

А вот тех, кто пьет боярышник и другие аптечные средства, Вячеслав не понимает.

— Это уже зависимые люди! — уверен собеседник. — У меня знакомый такой есть. «Стреляет» деньги у магазина и покупает пузырек. А вы разве не дадите прохожему 10 копеек? У вас возьмет десять, потом у другого — и набирает себе на боярышник.

— Так все-таки почему ты пьешь? — присоединяется к нашей беседе участковый.

— Наверно, потому что жизнь плохая! — задумчиво отвечает Вячеслав.

— А может, жизнь становится плохой, когда начинаешь пить? — резонно спрашивает участковый.

Вячеслав, опустив глаза, замолкает. Возразить ему нечего.

«Настрелять» на бутылку за полчаса

После беседы с Вячеславом мы отправляемся в рейд по хорошо знакомым участковому адресам — так называемым притонам. Дмитрий Смык говорит, что любители пьяных вечеринок нигде не работают, злоупотребляют спиртным, ведут асоциальный образ жизни. Они собираются в компании со своими «единомышленниками» и устраивают шумные посиделки.

— Мы работаем на профилактику преступлений или правонарушений. Большинство из них совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Воруют, например, часто, чтобы найти деньги на спиртное, — по дороге в подъезд говорит Дмитрий Смык. — Большинство зависимых официально не работают. Если и устраиваются куда-то, то ненадолго: числятся там неделю-две, получают деньги и уходят в запой. Бутылка сегодня стоит в среднем три рубля. И эти деньги можно запросто «настрелять» у прохожих за полчаса.

Участковый ведет нас в очередную «плохую» квартиру. Здесь живет парень 32 лет. Стаж употребления спиртного у него солидный, уже несколько раз побывал в ЛТП.

Менять свой образ жизни некоторые, несмотря на наши усилия, не собираются.

На лестничной клетке обычной многоэтажки стоит запах никотина. Дверь в квартиру не закрыта: заходи, кто хочет, брать все равно нечего. Внутри — «картина маслом»: ободранные обои, грязь, валяются куски хлеба. Самого хозяина на месте нет. Видимо, ушел за добавкой.

Вот в таких условиях могут жить злоупотребляющие спиртным

— Это еще чисто, — глядя на мой растерянный вид, говорит участковый. — Бывало и хуже. В квартире постоянно собираются друзья-собутыльники. Сам хозяин — сирота, квартира ему досталась от государства. Менять свой образ жизни не собирается. Говорит, ему все равно, где жить — на воле или в ЛТП. Ни семьи, ни детей. Как и стимула ввести здоровую жизнь. Поэтому, как только появляются деньги, он бежит за бутылкой.

Проблема не в водке, а в людях

После посещения пропитанной дымом и алкоголем квартиры очень хочется принять душ. Но мы идем дальше. На улице встречаем Александра. Болезненного вида мужчина медленно бредет по улице. Поговорить соглашается сразу, предлагает присесть на лавочку. Чувствует, судя по всему, себя не очень. Уже знакомый запах перегара тому подтверждение.

Александр уже несколько раз побывал в ЛТП

Александр признает свою зависимость. Впервые он попробовал алкоголь в 20 лет. Сейчас ему уже 45. И пить он любит в одиночестве.

Под градусом он потерял самое важное: надежду, любимых женщин. Говорит, уходил от них сам — видел, что человек рядом мучается. Попадал в милицию, три раза был в ЛТП.

— Алкоголь — это же не только моя проблема. С его помощью люди хотят забыться, уйти в себя или ищут веселья. Мне кажется, что молодежь сейчас не столько подсаживается на спиртное, сколько курит не пойми что. А у меня, слава богу, к этому никогда душа не лежала. Считаю, что лучше пить, чем курить эту дрянь, — как будто оправдывает себя Александр.

На вопрос о своем дальнейшем будущем теряется. Да и зачем он пьет — объяснить не может.

— Много раз задавал себе этот вопрос. Бывало, что семь месяцев не пил. Потом брал 200 грамм — и начиналось… Думал, остановлюсь за пару дней, а получалось, что уходил в запой на две недели. Я был в наркологическом отделении в Новинках, разговаривал с психологом… Я все понимаю, только остановиться никак не могу. Алкоголь — это зло. Очень сильное зло. Многим знакомым принес кучу проблем: они потеряли работу, семьи. Это только поначалу спиртное вызывает эйфорию.

Алкоголь провоцирует в людях агрессию, на совершение преступлений.

Александр уверен: если бы даже спиртное выросло в цене, алкоголиков меньше вряд ли бы стало. Дело не в горячительном как таковом (способ выпить можно найти всегда). Дело в людях.

— Запреты и ограничения не помогают. Даже сухой закон в СССР проблему не решил. Люди начали производить самодельные спиртные напитки. Повысилась криминальность. Некоторые дрались за бутылку. Так что лучше, когда есть свобода выбора и можно купить более-менее качественный алкоголь, — говорит собеседник.

Опасная иллюзия

По следующему адресу, куда мы направляемся, живет пожилая пара. Дверь в квартиру снова не закрыта. Хозяйка возится на кухне. В комнате от сигаретного дыма слезятся глаза. Несмотря на явный беспорядок, пустых бутылок я нигде не вижу.

— Все сдали на бой. Хоть на сигареты хватит, — объясняет Маргарита. Следы долгого злоупотребления отпечатались на ее лице. Участковый говорит, что когда-то она была вполне нормальным человеком. Но связалась с мужчиной, который увел ее на «кривую» дорожку.

Маргарита без стеснения рассказывает, что последний раз выпивала сегодня утром. Купила спиртное для рабочих, которые помогали ей по хозяйству. За компанию решила пригубить вместе с ними. Говорит, так якобы принято. При этом соглашается, что важно соблюдать культуру пития: как минимум знать свою меру. И молодежи это нужно объяснять. К ней часто на улице подходят подростки, просят купить им пиво или пачку сигарет. Она отказывается, просит не повторять ее ошибок.

Вот в таких условиях могут жить злоупотребляющие спиртным

— Я работала на Комаровке, торговала на улице в минус 20 градусов. Без спиртного не выстоишь! Хотя некоторые девчонки совсем не пили. Деньги у меня тогда были. На работу ездила только на такси или маршрутке, не знала, что такое автобус. С возрастом, конечно, все осознала… Наверное, не начала бы выпивать, если бы можно было вернуть время назад. И пьяница не пьяница, а дом детям оставила. И дочки мои не пьют. Одна замужем, у нее есть ребенок. Вторая закончила школу с золотой медалью.

Участковый Боровлянского отдела милиции говорит, что в пятницу количество преступлений и правонарушений увеличивается. После рабочей недели люди закупаются горячительным. Расслабляться без алкоголя некоторые не умеют и не хотят. В пьяном состоянии совершают кражи, драки.

— Заядлые любители могут употреблять даже антисептик для обработки рук, который продается в аптеке. Так что повышение стоимости спиртного едва ли что-то изменит. Возможно, было бы неплохо минимизировать количество слабоалкогольных напитков. Коктейли, пиво… Крепость у них небольшая. Создается иллюзия, что ты практически не пьешь, но зависимость возникает. В целом бороться с зеленым змием нужно глобально. Наверное, все-таки отношение к спиртному формирует общество.

В Германии пьют прямо на работе

Кстати, за рубежом «веселящие» напитки не менее популярны, чем в странах постсоветского пространства. Жительница Магдебурга Анна рассказала, что в Германии можно официально ездить за рулем, выпив бутылку пива или бокал вина. Местные этим пользуются и прямо на работе в обеденный перерыв могут пропустить бокальчик.

— Офисные праздники тоже не обходятся без алкоголя. На вечеринках, футбольных матчах и других развлекательных мероприятиях немцы пьют пиво с водкой или чем-то крепким. В общем, употребляют круче, чем мои белорусские друзья. При этом встают они рано — в 6:00 или 7:00 уже должны быть на работе, — делится особенности местной жизни девушка.

Добавляет, что белорусов в Магдебурге почти нет, и все ее белорусские знакомые (порядка пяти человек) — это женщины, которые вышли замуж за немцев. Повышенного интереса к спиртному за ними она не замечала. Наши соотечественники, а также россияне выпить могут, но сильно пьющих нет. И они никогда не употребляют за рулем, даже разрешенные граммы.

— В моем представлении немцы все же пьют крепче, чем мы. И лиц без определенного места жительства, и нищих тут хватает. Мы с мужем пару недель назад спасали одного пьяного бомжа. Он валялся на дороге с велосипедом, нагруженным пустыми бутылками. Алкоголь в Германии доступен. 20 бутылок пива на распродаже стоит 10 евро. Вина тоже дешевые. Бутылка неплохого напитка стоит два с половиной — пять евро. Крепкий алкоголь дороговат. За виски можно отдать от 10 евро.

Больше не наливать

В пятницу вечером в гипермаркетах выстраиваются длинные очереди к кассе. Люди закупаются продуктами перед выходными. Бутылки с алкоголем лежат в каждой третьей корзине. Мужчины чаще берут водку или пиво. Девушки делают выбор в пользу вина. В середине недели общая картина немного меняется — спиртное если и покупают, то не так часто.

И все-таки возможно ли снизить употребление алкоголя, а заодно и изменить к нему отношение? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Выпивать в праздники стало привычным делом. Восстанавливают душевную гармонию после неприятного события тоже чаще с помощью горячительного. Предлагают выпить «на посошок» и «за здоровье». На того, кто отказывается от привычных ритуалов, смотрят с подозрением: не уважает, не такой, как все, или даже больной? Пока традиции употребления активно укрепляются, никакие меры не помогут изменить ситуацию. Выпивать считается нормой, пока мы вносим в формирование этой нормы свой вклад — в своей семье, в своем окружении, а в первую очередь — своим личным отношением.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59