Меню

«Ливия — ключ к африканской логистике»: политолог о встрече Александра Лукашенко и Халифы Хафтара

«Ливия — ключ к африканской логистике»: политолог о встрече Александра Лукашенко и Халифы Хафтара
Фото: president.gov.by

Беларусь и ранее присутствовала на африканском континенте, но вывод французских войск, а также политические движения за суверенизацию Центральной Африки открывают перед нами новые перспективы. В этом плане Ливия является важной перевалочной базой для центральноафриканской логистики; кроме того, Беларусь имеет большой опыт мирного строительства в самых разных регионах мира.

Текущую обстановку в Ливии прокомментировал политолог Андрей Лазуткин.

— После свержения и убийства Каддафи западная коалиция несколько раз пыталась навязать Ливии марионеточные выборы под видом «национального диалога». Однако из-за того, что от власти были отстранены бывшие соратники Каддафи, а также некоторые полевые командиры, такие как Халифа Хафтар, выборы отражали картину только среди прозападных групп, и не признавались никем, кроме западной коалиции.

В итоге Ливия более 14 лет находится в состоянии вялотекущей гражданской войны, а в стране оформились два параллельных правительства — это «восточное» правительство в Тобруке (которое представляет фельдмаршал Хафтар) и центральное правительство в Триполи. Последнее признает Запад, однако оно контролирует всего 30% территории страны, в основном — столицу.

Поскольку управлять страной, расколотой на родоплеменные структуры, невозможно, дипломатическая тактика прозападного правительства — не дать усилиться в регионе другим игрокам, в первую очередь — Китаю и России. Поэтому идея общенациональных выборов постоянно откладывается и срывается — как правило, военными провокациями.

Фото: Shutterstock, носит иллюстративный характер

Такая модель получила название управляемого хаоса, и США он выгоден как в плане постоянной дестабилизации Африки (американцы мешают французам полностью подчинить себе Ливию, как изначально задумывал Саркози, автор идеи интервенции против Каддафи). Так и в плане постоянного давления на Евросоюз в виде беженцев (Ливия — горло бутылки для беженцев из всей Африки через Средиземное море).

Из-за отсутствия централизованной власти часть территории Ливии самоуправляется бандами местных полевых командиров, членами бывшей Аль-Каиды и локальными преступными сообществами — в состоянии анархии находится около трети страны, что устраивает США.

В таких условиях, если бы отсутствовал независимый патриотический центр, который представляет Хафтар — страна бы окончательно развалилась на родоплеменные структуры. Чтобы избежать окончательного коллапса государственности, Халифа Хафтар в 2015 году был назначен Палатой представителей Ливии фельдмаршалом и верховным главнокомандующим Ливийской национальной армией.

На земле Хафтар вынужден противостоять как прозападным силам, так и преступным исламистским группировкам, которые зарабатывают переброской беженцев в Евросоюз и работорговлей и пытаются захватить нефтегазовые месторождения. Боевые действия ведутся в основном за прибрежную зону и нефтяные терминалы.

Фото: president.gov.by

Поэтому для Беларуси встреча с фельдмаршалом Хафтаром на высшем уровне — это особый дипломатический жест, по сути, признание «восточного правительства» в Тобруке. Оно контролирует восточные и центральные районы Ливии, на которые распространяется власть фельдмаршала Хафтара. Внешние союзники Хафтара — Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ. А самое главное, в отличие от прозападного правительства и исламистов, Хафтар лояльно относится к идее сотрудничества Ливии с Москвой. В прошлом году Россия вела с ним переговоры о получении долгосрочных прав на стоянку судов РФ в портах Бенгази и Тобрук. При поддержке Хафтара Россия также планирует модернизации своих объектов для размещения боевых кораблей. Поскольку российские вооружения сейчас выводят из Сирии (точной информации об этом нет), частично они могут быть перемещены в Ливию.

Так что, несмотря на разрушения и кризис власти, страна по-прежнему очень важна с точки зрения логистики — для дозаправки там садятся российские самолеты, которые следуют в Мали, Буркина-Фасо и другие страны Центральной Африки. По сути, это логистический ключ, без которого невозможна работа в Африке.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59