Братья по оружию: история двух танкистов-однофамильцев, героев ВОВ
Драматической и одновременно героической страницей вошла в нашу историю Великая Отечественная война, и потому судьбы защитников Родины, этих поистине героических людей, вызывают огромное уважение.
Сегодняшнее повествование — о двух героях-танкистах, к тому же и однофамильцах.
Война и подвиг командира танковой роты Виктора Маркова
Командир танковой роты 60-го танкового полка 15-й гвардейской кавалерийской дивизии лейтенант Виктор Марков особо отличился 22 —23 сентября 1943 года в боях за высоту 130,5 и село Старая Рудня Черниговской области. Его рота нанесла противнику большой урон и способствовала взятию важнейших опорных пунктов вражеской обороны. Когда же танк Маркова был подбит, окружен немецкими солдатами и подожжен, экипаж до последних минут продолжал сражаться в горящей машине.
Великая Отечественная война началась для лейтенанта Виктора Маркова утром 22 июня 1941 года. Тогда поезд, в котором ехал к месту службы выпускник Ульяновского бронетанкового училища, был разбомблен немецкой авиацией, а сам он получил легкое ранение. Ему пришлось обратиться за медпомощью, поэтому дивизию, в которую он получил предписание, нашел лишь через несколько дней. И 29 июня 1941 года в районе городка Кременец в ходе известного танкового сражения под Дубно —Луцком — Бродами, лейтенант Виктор Марков принял свой первый бой. В первые же минуты боя танк лейтенанта Маркова был подбит, механик-водитель и башенный стрелок погибли. Марков был контужен, но продолжал вести бой. Стреляя из пушки по приближающейся немецкой бронетехнике, он сумел поджечь один танк. Когда же пушку заклинило, он пересел на место погибшего механика-водителя и на предельной скорости повел свой БТ навстречу противнику. Но от прямого попадания вражеского снаряда танк Маркова вспыхнул и остановился . Тяжело раненный и контуженный танкист сумел самостоятельно выбраться из горящей машины, после чего потерял сознание. Его подобрали и доставили в медсанбат. Оттуда сильно обожженного и временно ослепшего от тяжелой контузии Виктора Маркова санитарным поездом эвакуировали в тыловой госпиталь, в город Горький.
После длительного лечения весной 1942 года Виктор Марков был выписан из госпиталя и направлен военпредом на завод имени Молотова, где участвовал в приемке и обкатке танков. Марков просился на фронт, но получал отказ. В конце августа 1943 года Виктор получил из дома известие о гибели в боях под Изюмом младшего брата Владимира. Уже на следующий день его очередной рапорт лег на стол начальства. На этот раз ему дали добро.
Добившись отправки на фронт, Виктор Марков получил назначение в 60-й танковый полк, готовящийся к отправке на Центральный фронт. По прибытии в часть он был назначен на должность командира 3-й танковой роты. 4 сентября 1943 года в последнем письме домой он сообщил, что едет на фронт.
А 18 сентября полк выгрузился на станции Бахмач, и уже на следующий день начал боевые действия. В ходе первого боя полк истребил до роты пехоты и уничтожил артиллерийскую батарею противника. А форсировав реку Снов, части 7-го гвардейского кавалерийского корпуса вышли к хорошо укрепленной оборонительной линии противника. Полоса наступления 15-й гвардейской кавалерийской дивизии, в которую и входил танковый полк, представляла собой заболоченную местность. Проходы между болотами контролировались противником, а ближе к центру располагалась отметка 130,5. С флангов подступы к ней прикрывали опорные пункты немцев в районе населенных пунктов Дубровное и Старая Рудня.
Утром 22 сентября командир 60-го танкового полка вызвал к себе командиров танковых рот. Подполковник Мясников решил, что легкие танки Т-70 смогут преодолеть болота и поставил боевую задачу нанести удар по немецким позициям в районе высоты одновременно с трех направлений. 2-й танковой роте старшего лейтенанта М. Лебедева предстояло атаковать непосредственно отметку 130,5, 4-я танковая рота старшего лейтенанта Н. Андреева должна была обходить высоту слева, а 3-я танковая рота лейтенанта Виктора Маркова — справа. Танкисты Маркова имели еще и дополнительную задачу — оседлать грунтовую дорогу, идущую к месту предстоящего боя со стороны Старой Рудни, и не дать противнику возможности перебрасывать по ней подкрепления.
Заняв исходные позиции для атаки, Марков предусмотрительно поставил один танковый взвод в засаду в небольшом перелеске вдоль грунтовой дороги. Решение командира оказалось верным, вскоре со стороны Старой Рудни показалась колонна вражеских танков. Подпустив немецкую бронетехнику на максимально близкое расстояние, стоявшие в засаде танкисты открыли огонь в упор, и в течение нескольких минут подбили и подожгли 7 танков врага. Подоспевшие к месту боя основные силы роты довершили разгром колонны, уничтожив еще три машины. Сразу после этого лейтенант Марков повел свою роту на штурм вражеских укреплений. Ворвавшись на позиции немцев, танкисты огнем орудий и гусеницами нанесли ему большой урон. Атака роты Маркова стала полной неожиданностью для немцев. В стане врага началась паника, он дрогнул и стал отступать в направлении Дубровного. Замешательством немцев воспользовались танкисты 2-й роты, которые при поддержке кавалерии полностью овладели высотой 130,5.
Со взятием командной высоты части 15-й гвардейской кавалерийской дивизии получили удобный плацдарм для дальнейшего наступления на Дубровное. На этом направлении подполковник И. Мясников сосредоточил основные силы 60-го танкового полка. Перед ротой лейтенанта Виктора Маркова была поставлена задача выбить противника из Старой Рудни. Штурм обоих опорных пунктов был назначен на утро 23 сентября. Марков решил начать штурм села через болото, примыкавшее к северо-восточной окраине населенного пункта, в том месте, где противник ожидал этого меньше всего. Дерзкий план танкиста должны были поддержать стрелковые подразделения, которые уже несколько дней вели безуспешные бои за Старую Рудню.
Ранним утром 23 сентября лейтенант Виктор Марков повел свою роту в атаку. Три танка скоро увязли в болоте, однако командир вместе со своим механиком-водителем старшим сержантом Малышевым вытащил их из трясины. Вырвавшись на сухое место, танкисты с ходу смяли вражеский заслон, прикрывавший подходы к селу, и ворвались на главную улицу. Действуя огнем орудий, пулеметов и гусеницами, они уничтожили 8 бронетранспортеров, 6 пушек, 10 минометов и 11 станковых пулеметов, разрушили 5 ДЗОТов, истребили до 200 вражеских солдат и офицеров. Отличился командир роты Виктор Марков, на счету которого было 3 уничтоженных БТРа, 4 миномета, 5 станковых пулеметов, 2 ДЗОТа и до 60 немцев. Танкисты заняли центр села, однако противник пришел в себя, а подтянув противотанковые средства, он стал закрепляться на окраинах Старой Рудни. Сопротивление врага нарастало, теперь каждый переулок приходилось брать с боем. Чтобы не упустить победу, Марков по рации запросил помощи, и подполковник Мясников ввел в бой находившуюся в резерве 1-ю танковую роту. Противник под натиском советских танков стал отступать. Преследуя его, танк Маркова выскочил на окраину села, но попал под сильный артиллерийский огонь. Вражеский снаряд угодил в лобовую часть корпуса: механик-водитель погиб на месте, взрывом вырвало два трака гусеницы. И когда поврежденная машина остановилась, группа немецких солдат бросилась к нему, намереваясь захватить его экипаж в плен. Лейтенант Марков встретил их шквальным пулеметным огнем. Четыре атаки удалось отбить танкисту, прежде чем немцам удалось поджечь бензобак, но даже из объятой пламенем машины он продолжал вести огонь по врагу, пока не погиб.
Лейтенанта Виктора Маркова и его механика-водителя старшего сержанта Малышева захоронили в братской могиле. В 1963 году на месте погребения советских воинов был установлен памятник.
По представлению командира 60-го танкового полка подполковника Мясникова: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года лейтенанту Маркову Виктору Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.
О памяти героя-танкиста
В городе Серове Свердловской области улица 2-я Белореченская была переименована в улицу Маркова.
Постановлением Совета Министров РСФСР имя Героя Советского Союза Виктора Маркова присвоено школе № 22 города Серова, где функционирует музей и его основная экспозиция посвящена жизни и подвигу земляка-танкиста.
Имя Маркова выбито на памятной доске, установленной в честь выпускников школы — Героев Советского Союза. Индивидуальная мемориальная плита с именем Виктора Маркова установлена в городе Серове на мемориале «Вечный огонь». Имя Виктора Маркова носят улицы в деревне Морозково и поселке Первомайский Серовского городского округа, а на здании школы деревни Морозково в честь Героя установлена мемориальная доска.
Имя Виктора Маркова было присвоено улице в селе Дубровное Черниговской области Украины, а на братской могиле в Дубровном, где похоронен Герой, в честь него установили индивидуальную памятную плиту.
Имя Героя Советского Союза Виктора Маркова было увековечено и на обелиске, установленном в селе Старая Рудня на братской могиле советских воинов, погибших при его освобождении.
Владимир Марков: от командира танка до танкового комбата
В 1943 году 20-летний выпускник Орловского бронетанкового училища младший лейтенант Владимир Марков получил назначение командиром танка в 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. В составе танкового корпуса он прошел боевой путь от Орла до Берлина и Праги, уничтожил 23 танка и самоходных артиллерийских орудий противника. Имя Владимира Маркова практически после каждого боя называлось в числе отличившихся в боевых донесениях, на страницах корпусной газеты «Доброволец».
За исключительную храбрость и боевое мастерство таких асов, как Марков, называли танковыми снайперами.
Свой боевой путь Владимир Марков начал командиром танка в Пермской бригаде 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Утром 30 июля 1943 года танк Маркова первым прорвался сквозь шквал огня на занятую врагом господствующую высоту. Экипаж уничтожил восемь немецких пушек и перебил около полусотни гитлеровцев, за этот бой молодой офицер-танкист был награжден медалью «За боевые заслуги».
В начале сентября 1943 года, преодолев вражеские позиции, танковый взвод в составе трех экипажей Маркова, Богаткина и Семятицкого ворвался в городок Локоть в Брянской области. Не ожидавшие внезапного появления наших танков гитлеровцы в панике бежали на запад. По приказу комбата взвод Маркова двинулся вслед врагу и больше десяти часов три танка находились в непосредственной близости к вражеским частям. Они маневрировали, выскакивали из засад, наносили удары, выводя из строя гитлеровцев и их технику.
Этот рейд взвода Маркова по тылам врага способствовал успехам всей танковой бригады и пехотных частей корпуса. Владимира Маркова первым в корпусе представляли к званию Героя Советского Союза, но тогда он был награжден орденом Красного Знамени.
В середине марта 1944 года у села Романовка (юго-восточнее Тернополя) батальон Свердловской танковой бригады под командованием майора В. Никонова, в состав которого входила и рота Владимира Маркова, совместно с Челябинской танковой бригадой отбивали контратаки немцев с запада и громили вражеские части, отходившие с востока. Вместе с танкистами в обороне были и пехотные части. И когда вырывающиеся из окружения гитлеровцы потеснили наших пехотинцев, Марков выскочил из танка, под ураганным огнем врага подбежал к дрогнувшим рядам пехотинцев, и увлекая их за собой, бросился в контратаку. Благодаря его боевой инициативе, смелости и бесстрашию важный рубеж удалось удержать. Немецкие части были разгромлены и частично взяты в плен.
А позже Владимир Марков одним из первых ворвался на улицы города Каменец-Подольского, давя гусеницами бронетранспортеры, тягачи с пушками, автомашины и повозки противника. Когда же кончились горючее и снаряды, Марков со своими танкистами, сняв с танков пулеметы, отражал вражеские контратаки вместе с автоматчиками.
За эти бои Марков награждается орденом Отечественной войны 1-й степени.
В ночь на 19 июля 1944 года Свердловская танковая бригада, находясь в авангарде корпуса, прошла так называемый Колтувский коридор, по которому наши войска входили в прорыв на Львовском направлении. Танковая рота Маркова с десятком автоматчиков была передовым отрядом бригады. Рано утром, преодолев вражеские окопы, танкисты Маркова ворвались в село Ольшаница. Немцы предприняли сильную контратаку, на наши боевые порядки пошли восемь тяжелых немецких танков, — силы оказались слишком неравными. Замер подбитым танк младшего лейтенанта Сухонина, и несмотря на сильный огонь противника, Марков выскочил из своего танка, перебежал к танку Сухонина и вывел машину из-под огня.
Владимиру Маркову не раз удавалось малыми силами наносить врагу большой урон, так было и в польском местечке Лисув. Часть Свердловской танковой бригады оказалась 13 января 1945 года один на один с целой танковой дивизией немцев. Так было и в ночь на 15 января, когда Марков с отрядом в семь танков и десантом автоматчиков захватил село Промник, перекрыв последний путь выхода противника из окружения. В той ночной схватке Марков был ранен осколком гранаты в ногу, на его же груди засверкал и полководческий орден — Александра Невского.
После возвращения из госпиталя Маркову было присвоено звание капитана, и он был назначен командиром танкового батальона. «Молодой комбат, — писал командир корпуса Е. Белов о Маркове, — всегда действовал решительно и быстро. Он обрушивался на врага как снег на голову, не давая ему опомниться. Именно так действовал Марков в Верхне-Силезской операции под Нейсе и Ратибором».
На подступах к Берлину находился действующий аэродром противника. Получив задание уничтожить его, Марков приказал танкистам захватить побольше трофейных фаустпатронов. Остановив боевые машины за километр до аэродрома, комбат велел экипажам ждать его сигнала с аэродрома. Сам он с группой бойцов выдвинулся вперед. Вскоре разрывы фаустпатронов всколыхнули тишину, вспыхнули аэродромные ангары. И когда в небо взвилась зеленая ракета, как условленный сигнал комбата, батальон рванулся вперед. Внезапность атаки и паника дала результаты: получаса не прошло, как танкистами Владимира Маркова были уничтожены все находящиеся на аэродроме вражеские самолеты.
Столь же стремительно «марковцы» выбили противника из городка Зармунд. А через неделю танкисты Маркова продемонстрировали героизм и стойкость, отбивая атаки рвущихся на запад остатков берлинской группировки немцев. Тогда в южной части городка Белица Владимир Марков с одним танком и двадцатью автоматчиками отбивался от наседавших врагов. Три наших танка были подбиты еще в начале боя, на исходе были боеприпасы. Наводчик командирского танка старший сержант Пименов, израсходовав весь боекомплект, бил по врагу из автомата, пока вражеская пуля не сразила гвардейца, гусеницами давил гитлеровцев механик-водитель Доценко. Но наступил критический момент боя, и тогда Марков приказал лейтенанту Кузнецову : «Собирай всех, кто жив!». В бой вступили легкораненые, шоферы и солдаты тыловых подразделений , все офицеры штаба и политотдела. бригады. А накал боя нарастал, быть бы тогда беде, но вовремя подошла помощь: замкомбата по политической части Афанасий Сила прорвался на танке к основным силам бригады и привел на помощь пять танков. Убедившись в безрезультатности попыток прорваться на запад, немцы начали сдаваться в плен.
За умелое руководство боевыми действиями танкового батальона в Берлинской операции, личное мужество и героизм, гвардии капитан Владимир Александрович Марков был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Владимир Марков окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, и уже майором продолжил службу в Закавказском военном округе, перед ним открывались блестящие перспективы. К несчастью, 13 января 1955 года он скоропостижно скончался, причиной стали фронтовые ранения.
Памяти героя-танкиста
Имя танкового снайпера Владимира Александровича Маркова увековечено на мемориальных досках, установленных на фасадах новороссийских средних школ №62, где учился Владимир Марков и №17, носящей имя Героя.
Одна из улиц Новороссийска названа в честь Героя Советского Союза Владимира Александровича Маркова.
Имя Героя увековечено на мемориальной арке в Краснодаре и высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы в Москве.