Разрешится ли армяно-азербайджанский конфликт?
В середине мая в столице США с очень малой долей вероятности может произойти встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. С целью организации возможных переговоров 17 апреля Ереван посетила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Эрика Олсон, которая также посетит Баку. Одновременно с Олсон в Баку находился главный советник госдепартамента США по переговорам на Южном Кавказе Луис Боно. Активность госдепа связана с тем, что перестрелки на границе и инцидент с азербайджанским флагом на открытии в Ереване чемпионата Европы по тяжелой атлетике не располагают ни к армяно-азербайджанской встрече на высшем уровне, ни даже к переговорам министров иностранных дел двух стран, которая должна состояться в конце апреля в Вашингтоне.
Вчера, 18 апреля, на фоне встреч Эрики Олсон с руководством Армении и Луиса Боно с руководством Азербайджана, включая премьер-министра Армении и министра иностранных дел Азербайджана, произошли события, которые можно назвать знаковыми: в парламенте Армении заслушали отчет правительства «О ходе и результатах реализации программы правительства Республики Армения (2021-2026) в 2022 году», где Никол Пашинян сделал серьезное заявление, на которое незамедлительно ответил президент Азербайджана Ильхам Алиев, а несколькими часами позже российские миротворцы в Нагорном Карабахе в очередной раз зафиксировали нарушение режима прекращения огня в Аскеранском районе, которое обошлось без потерпевших.
Исходя из того, что Никол Пашинян раньше допускал вероятность урегулирования отношений с Азербайджаном по Нагорному Карабаху путем компромиссов, в своей презентации отчета парламенту он предложил немыслимую ранее уступку, связанную, по его словам, со сложившейся международной обстановкой:
«Азербайджан прямо или косвенно становится, или уже стал энергетическим и логистическим перекрестком и его значение как для России, так и для некоторых западных стран возросло».
Это несет одновременно риски и возможности для Армении. Последние связаны с вероятностью консенсуса «между Западом и Российской Федерацией» в контексте установления мира и стабильности на Южном Кавказе.
Немыслимая ранее уступка Азербайджану связана с тем, что правительство Армении готово признать территориальную целостность Азербайджана в границах Азербайджанской ССР 1991 года и ожидает аналогичного признания от Баку. Это означает отказ Армении от Нагорного Карабаха, поскольку тогда Нагорно-Карабахская автономная область находилась в составе Азербайджанской ССР.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев восторженно приветствовал заявление Пашиняна, отметив, что достижение мира возможно, если в Ереване согласятся изменить недавнюю формулу армянского премьера «Карабах — это Армения, и точка» на «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Алиев уверен, что заявление Пашиняна — принятие того факта, что границы между двумя государствами должны определяться Алма-Атинской декларацией, зафиксировавшей территориальную целостность бывших советских республик в границах 1991 года.
Риторика риторикой, но подписание мирного соглашения может быть возможно в случае, если Армения получит внешние гарантии обеспечения неприкосновенности своей территориальной целостности и соблюдения прав этнических армян в Нагорном Карабахе. Относительно этого Алиев отметил, что проживающие в Карабахе армяне «должны либо принять гражданство Азербайджана, либо найти себе другое место для проживания».
Последнее заявление говорит о том, что перспектива заключения мирного договора таит в себе много неясностей, а переговоры в Вашингтоне могут вовсе не состояться, потому что азербайджанская сторона в самый последний момент пожелает их перенести на другую площадку, где влияние азербайджанско-турецкой диаспоры наиболее сильно.