Грузинская середина. Откуда взялся первый иноагент страны Саакашвили
Автор этих строк не стоял — боже упаси — у истоков, но видел и наблюдал истоки «грузинской независимости» и «демократии». Для этого вовсе не нужно было ехать в Тбилиси или горную Кахетию. Достаточно было оставаться в Киеве, где точно посередине между Лукьяновской тюрьмой (там будет сидеть Юлия Тимошенко) и бывшей Высшей партийной школой, куда уже перебрался факультет международных отношений Киевского университета, в конце 1980-х годов открыли Информационный центр НАТО. Вот тогда-то я первый раз услышал про студента Саакашвили, который тут же записался к натовцам в слушатели.
Мишико, где ты был?
Эта середина — между тюрьмой и высшей политикой — стала сакральным символом для всей судьбы Мишико. Его постоянно заносило то туда, то туда, и весь его карьерный путь — это синусоида, ведущая от камеры к высокому кабинету, и обратно.
Кстати, до его выпускного пятого курса я ни разу не то что не видел, но даже не слышал про такого наглого типа, как Саакашвили, хотя знал или хотя бы мельком видел всех студентов факультета. Поэтому я немало удивился, когда прочитал в официальной «биографии» этого деятеля, что он-де поступил на факультет еще в 1984 году и потом так или иначе вращался там вплоть до 1992-го. Вот как это «вращение» описывается в Википедии: «В 1984 году Саакашвили поступил в Украинский институт международных отношений Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко, специальность — «международное право». Обучение прерывалось двухлетней срочной службой в пограничных войсках КГБ СССР. Информация о точном периоде воинской службы и обстоятельствах призыва противоречива: в ряде источников сказано, что его призвали после первого, то есть со второго курса (соответственно, в 1985 году), в других называются 1989–1990 годы».
Ответственно заявляю, что студентов факультета международных отношений в армию не забирали ни при каких обстоятельствах, тем более на срочную службу. Все студенты оканчивали военную кафедру, получали специальность военных переводчиков и лейтенантские погоны. И если и попадали в армию, то только по окончании учебы, по собственному заявлению, то есть на контрактной основе, и в качестве офицеров. На срочную, да еще рядовым студент попадал только в одном случае — если его отчислили.
А если студент «вылетал» с факультета и военной кафедры, то его ни при каких обстоятельствах не призвали бы в элитные пограничные войска, да еще напрямую подчиняющиеся КГБ СССР — характеристика не позволяла. Так что данная часть «биографии» Саакашвили — вранье! Что он делал в это время, где учился и чему — тайна за семью печатями.
Черт из табакерки
Он всегда был темной лошадкой. Темной настолько, что я ни разу его не видел аж до 1991 года на моем родном факультете, где я учился, а потом и преподавал. Кстати, замечу, я активно занимался восстановлением одного из своих сокурсников после армии именно в 1989—1990 годах, когда якобы восстановился и Саакашвили. Смею вас заверить: восстановление на международный факультет было очень сложным делом. Мы с моим другом обили немало порогов в течение года, так что о другом «восстановившемся» я бы обязательно узнал. К тому же я довольно тесно дружил и с грузинским землячеством наших студентов, и там никакого Саакашвили не знали.
Появился он, как черт из табакерки, уже сразу на пятом курсе. Засветился прежде всего своим «явлением» в Информационном центре НАТО — такого раньше, естественно, не было. Но эта связь будущего президента Грузии с иностранной разведкой (а как вы думаете, какой информацией интересуется НАТО?) и оказалась истоком всей «грузинской незалежности», имеющей привкус не только галстука Саакашвили, но также украинского национализма и натовского коварства.
Сегодня Саакашвили вполне логично доживает свои дни в тюрьме. Что символично, в грузинской. Тюрьма по нему плакала давно, еще в 1992-м, но времена были не те, наверх выползала всякая ядовитая обнаглевшая пена, и Мишико подумал, что ему не просто повезло, а что он ухватил Господа за бороду! Дерзость и наглость, которые уже тогда светились в его глазках, дорого обошлись не только грузинскому, но и украинскому народу. В общем, националистка первой волны Леся Украинка, заявившая как-то, что не родись она хохлушкой, она хотела бы родиться грузинкой, накаркала…
В Грузии, слава богу, приняли закон об иноагентах. Правда, со второй попытки, принимают тяжело, в сопровождении уличных протестов, проводимых тамошней пятой колонной. Это совсем не похоже на знаменитую золотую грузинскую середину — ни мне, ни тебе, и пусть каждый уступит по четверти, тогда будет половина. Оппозиция хочет всего, и, главное, вернуть себе Грузию! И выпустить Саакашвили!
Что ж, Грузия ныне расколота ровно посередине. А это значит, что иноагентов в ней тоже чуть ли не пополам…
Вот и подумаешь невольно, не расплодилось бы их столько, если бы тогда, в начале 90-х, арестовали самого первого из них…