Можно чокнуться! Где стоп-кран у алкоголиков?
Печально, но факт: в каждой второй белорусской семье есть родственник, злоупотребляющий спиртным. Согласно официальным цифрам, в одном только Минском областном клиническом центре «Психиатрия-наркология» состоит на учете около 23 тысяч человек. Для понимания проблемы сравним: по состоянию на 1 января 2023 года население Смолевичей было 21 820 человек. Осознаете, какое количество проблемно пьющих людей нуждается в помощи? А ведь есть еще те, кто в официальных списках не значится…
Первые пробы — в детстве
Главный врач, врач — психиатр-нарколог Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Алексей Александров вводит в курс дела:
— Наш среднестатистический пациент — человек за 30 лет. В Минской области мужчины в четыре раза чаще имеют проблемы с алкоголем, нежели женщины. Бытует мнение, что женский алкоголизм сложнее мужского. Это связано с тем, что женщины дольше пытаются скрыть от своих близких, что у них есть проблемы со спиртным. К нам они попадают, когда ситуация уже глубоко запущена. Что касается зависимых от алкоголя детей, то их в нашем регионе нет уже много лет. Это заслуга системы образования, здравоохранения и правоохранителей.
Большинство взрослых, которые обращаются в центр за помощью, рассказывают, что впервые алкоголь попробовали в подростковом возрасте, но на тот момент это не было для них зависимостью. Скорее, юношеским интересом и неким экспериментом.
По словам врача, алкоголь ассоциируется у людей с состоянием радости и благополучия, потому что относится к психоактивным веществам. Когда алкоголь попадает в мозг, он меняет его активность, создает искусственное состояние эйфории, поэтому, как только действие заканчивается, человеку хочется его повторить.
При этом мало кто задумывается, что алкоголь — «кувалда», которая безжалостно бьет по всем участкам головного мозга. По словам врача, влиянию наиболее подвержены три области — лобная доля, мозжечок и гиппокамп. Первой поражается лобная доля. Это часть мозга, которая контролирует разум.
Количество белорусов, страдающих от алкогольной зависимости, ежегодно увеличивается на 2–3 процента
Операция по спасению
Люди обращаются в центр, когда желание выпить перерастает в серьезную зависимость. Одних приводят родные и близкие, других — милиция и социальные службы.
Сегодня белорусам предлагают четыре метода лечения алкоголизма: внутривенную или внутримышечную «подшивку», ТЭС-терапию, кодировку по Довженко, гипноз, а также медикаментозную терапию, при необходимости — реабилитацию.
Наиболее востребованный метод — внутривенная «подшивка». Она заключается в том, что человеку в вену вводят препарат, который блокирует желание выпить.
Люди интересуются также тест-терапией, то бишь лечением биотоками. Суть метода в том, что с помощью биотоков происходит ликвидация в головном мозге аномальных ассоциативных связей, благодаря которым человека тянет выпить алкоголь. Интересный факт: биотоками так же успешно лечили бессонницу у космонавтов, которым часто приходилось выходить в открытый космос.
Есть ситуации, когда биостимуляция малоэффективна. Например, на поздних стадиях развития алкоголизма, когда происходит органическое поражение головного мозга. Но в остальных случаях биостимуляция позволяет избавиться от алкогольной зависимости.
Заведующий отделением дневного пребывания Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» врач — психиатр-нарколог Виктор Тукаль рассказывает:
— Любое лечение в стенах наркологии — это дополнительный метод помощи пациентам при его личном желании и стремлении завязать с алкоголем. Мы кодируем на год, спустя это время процедуру рекомендуется повторить. Закодировать человека вопреки его воле невозможно. Я всегда перед процедурой у человека спрашиваю, согласен ли он. Потому что, если его привели насильно, кодировка может быть малоэффективной.
Результат зависит от подготовки
Перед кодировкой необходимо несколько дней воздерживаться от употребления алкоголя, потому что, если это внутривенная подшивка, то он должен выйти из организма. Если же это условие не соблюсти, у человека может повыситься давление, закружиться голова, возникнуть тошнота, рвота, боли в животе. Реакции все индивидуальны, может даже наступить летальный исход. Если же человека кодируют методом гипноза, то воздерживаться необходимо для восстановления обменных процессов в головном мозге.
Людям, прошедшим кодировку, врачи рекомендуют быть внимательными ко всем мелочам, вплоть до сладостей.
— Например, мы предупреждаем, что конфеты с содержанием жидкого алкоголя есть нельзя. Когда он попадет в организм, у человека может возникнуть желание выпить. Это же касается и безалкогольного пива, в котором, что бы ни утверждали маркетологи, алкоголь все равно есть.
Где зарождается трезвая жизнь
Все желающие могут также пройти лечение в реабилитационном наркологическом отделении «Исток». Оно рассчитано на 30 человек. Реабилитацию здесь проходят как мужчины, так и женщины. Часто попадают родители, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, а также нуждающимися в государственной защите.
Врач — психиатр-нарколог, заведующая реабилитационным наркологическим отделением «Исток» Ирина Бразевич отмечает:
— Ежегодно через «Исток» проходит от 350 до 400 пациентов. Это не только жители Минской области, но и других регионов и даже государств. Мы занимаемся лечением различного вида зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой. Мы предлагаем пациентам комплексную программу реабилитации, рассчитанную на 29 дней. Обязательно с круглосуточным пребыванием в стационаре. Программа комплексная, на основе миннесотской модели. Сочетает различные виды индивидуальной и групповой психотерапии, а также при участии сообщества анонимных алкоголиков и наркоманов.
Кроме того, любой желающий может обрести поддержку в группах анонимных алкоголиков, а также других общественных группах, таких как Ал-Анон/Алатин и ВДА (взрослые дети алкоголиков). Подобрать наиболее подходящую группу всегда поможет специалист по социальной работе наркологического диспансерного отделения Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Евгений Агеевец.
— В них помощь и поддержку могут получить даже родные и близкие зависимых от алкоголя людей, — резюмировал сотрудник.