Почему в Сербии любят Лукашенко, рассказала политолог
Драгана Трифкович — генеральный директор Центра геостратегических исследований в Белграде, Сербия. Также наша героиня является правозащитницей, журналисткой, публицистом и политическим аналитиком. В 2024 году она в очередной раз побывала в Минске, где стала лауреатом премии «За мир и права человека». Принимает участие в многочисленных международных конференциях в Сербии, России, Иране, Африке и т.д. Автор многочисленных аналитических материалов в различных мировых СМИ.
Почему бомбардировки Сербии силами НАТО являются примером неуважения к международному праву? Понесет ли Запад ответственность за свои военные преступления? За что Лукашенко пользуется большой поддержкой сербского народа? И прослеживается ли параллель между военными конфликтами в Югославии и в Украине? Эти и другие темы обсудили с Драганой Трифкович.
— В одном из интервью вы упоминали, что были свидетелем натовских бомбардировок Югославии в 1999 году. Эти события унесли жизни сотен невинных людей, стерли с лица земли Союзную Республику Югославию, и нанесли гигантский материальный и экологический ущерб на территории современной Сербии. Мне бы хотелось начать интервью с вашей оценки тех событий.
— Бомбардировки Сербии силами НАТО в 1999 году во многом повлияли на направление моей жизни в сторону изучения конфликтов и всего, что связано с современными гибридными войнами — от цветных революций до спецопераций, манипуляций СМИ, международных трибуналов и социальной инженерии в целом.
Сербия пострадала от большой несправедливости. Помимо того, что она стала жертвой крайне жестокой агрессии, ее намеренно превратили из жертвы в главного виновника, за что она страдает уже несколько десятилетий. Но если оценивать эти события с сегодняшней точки зрения, то я бы сказала, что они инициировали определенные процессы, повлиявшие на дальнейшее разоблачение политики двойных стандартов Запада, доктрины столкновения цивилизаций и роли НАТО как ударного кулака наднационального структуры для борьбы с во много раз более слабыми государствами. Эти процессы сегодня достигли кризиса международной системы. И очевидно, что необходима перезагрузка для установления новых отношений, основанных на устоявшихся правилах, которые применяются ко всем государствам, без права на «исключительность», как это было до сих пор. Бомбардировки Сербии силами НАТО являются доказанным примером неуважения к международному праву. Собственно, как и незаконное отделение южносербского края Косово и Метохия, о котором мы сегодня слышим от многих американских экспертов, как о акции, направленной на создание американской военной базы в Сербии.
— Пару лет назад в Интернете завирусилось архивное видео 1999 года, на котором американский президент Джо Байден (на тот момент член Сената США) с гордостью говорит, что это он предложил бомбить Белград. Он был одним из ярых сторонников бомбардировок Югославии НАТО. Как вы думаете, понесет ли Запад когда-нибудь ответственность за свои военные преступления? Верят ли сербы американцам сегодня?
— Сербы больше всего помнят роль Клинтонов. За ними следуют Мадлен Олбрайт, Хавьер Солана, Уэсли Кларк и Тони Блэр, которые были главными сторонниками и виновниками бомбардировок Сербии. Конечно, Байден, как представитель политической номенклатуры, сам выступал за бомбардировку сербов. Поскольку мы живем в мире, где действует закон силы, а не международное право, они до сих пор не понесли ответственности за свои военные преступления. Даже спустя тридцать лет после войн в бывшей Югославии многие из них по-прежнему руководствуются идеей о том, что сербов необходимо разгромить. Политика Запада в отношении Сербии осталась неизменной и нашла свое отражение в ее влиянии на возникновение внутренних конфликтов, распаде сербского общества и государственных институтов, отчуждении природных ресурсов и собственности, а также разрушении национальной идентичности, традиций и культуры. Большинство сербов, даже представители молодого поколения, родившегося после бомбардировок, из-за этого плохо относятся к Западу. Однако политическая, интеллектуальная и деловая элита выстраивает прочные отношения с Западом, исходя в основном из личных интересов. Так что сербское общество в этом отношении крайне разделено.
— Первые лица стран ЕС посмеиваются над геноцидом русских в Донбассе, заявляя, что Украина ничего плохого не совершала, а все сравнения с Югославией надуманны. Вы сами, как правозащитница, бывали на Донбассе. Расскажите о том, что вы там видели. Прослеживается ли параллель с Югославией?
— Запад изначально на протяжении многих лет игнорировал тот факт, что украинский режим ведет войну против собственного населения на востоке Украины. Мы постоянно слышим заявления о том, что война началась в 2022 году, но на самом деле она началась с государственного переворота на Майдане в 2014-м.
В том же году, в ноябре, я впервые побывала на Донбассе. Я посетила вместе с населением жилые дома, школы и другие объекты, подвергшиеся обстрелам со стороны украинской армии. Об этом я писала тогда и в последующие годы. То, что я увидела в Донбассе, полностью соответствовало моим ожиданиям, основанным на моем опыте войн в бывшей Югославии. Между Югославией и Украиной существует много параллелей: от организации цветной революции до роли западных держав, поощрявших украинский национализм, а также хорватский, албанский, боснийский, македонский и черногорский национализм в нашем регионе. На специальном заседании Совета Безопасности ООН, посвященном ситуации на Украине, я говорила об отправке инструкторов и большого количества оружия на Украину как о повторении сценария Югославии, где Запад обучал и вооружал все стороны, воевавшие против сербов (хорватов, боснийских мусульман и албанцев). Во многих случаях сценарии повторялись. Так, начало войны в Боснии ознаменовалось выстрелом снайпера с крыши отеля Holiday Inn в Сараево по толпе людей, выступавших против войны, как стреляли в Киеве на Майдане. Или спецоперация «Рачак», которая послужила НАТО алиби для начала агрессии против Сербии. Она полностью идентична «Буче». Также во время войны на Донбассе, перед началом специальной военной операции, в Киев приезжали советники из Хорватии. Дабы консультировать украинский режим по вопросам организации операции этнической чистки русскоязычного населения по образцу операций «Шторм» и «Вспышка», с помощью которых Хорватия провела этническую чистку сербского населения на территории, где оно проживало на протяжении веков. Безусловно, следует отметить, что во время войны на территории бывшей Югославии находилось много иностранных солдат из стран НАТО и Ближнего Востока («Аль-Каида»), как и сегодня на Украине. И, наконец, антисербская пропагандистская истерия Запада — это то же самое, что и сегодняшняя антироссийская.
— Недавно вы посетили Беларусь, Минск, вы стали лауреатом премии «За мир и права человека». Как оцениваете политику нашей страны, действия Президента Лукашенко? С чего Сербии стоит взять пример у Беларуси?
— Беларусь — страна, сумевшая сохранить стабильность в переломный период распада Советского Союза и после обретения независимости, что само по себе является большим успехом. Переходный период на постсоветском пространстве не имел в Беларуси столь серьезных экономических последствий, как в других странах. Беларусь сумела сохранить свою промышленную базу, и я думаю, что это было очень важно для того, чтобы пережить тот период. Кроме того, первое впечатление, которое у меня осталось от пребывания в Беларуси в предыдущие годы, было то, что страна чрезвычайно хорошо организована, Минск — самый чистый город, в котором я когда-либо бывала. Я бы еще добавила, что это один из самых безопасных городов, где преступность практически отсутствует. Все это должно послужить примером не только для Сербии, но и для многих других европейских стран. Президент Лукашенко пользуется широкой поддержкой среди населения Сербии, которое помнит, что он был единственным лидером иностранного государства, который в 1999 году во время агрессии НАТО вылетел в Сербию, взяв весь риск на себя (НАТО не предоставило гарантий безопасности). Сербии по-прежнему необходимо брать пример с Беларуси, развивать сотрудничество с Россией и другими странами БРИКС, несмотря на давление со стороны западных стран.
— Как в целом можно охарактеризовать развитие белорусско-сербских отношений в сегодняшних реалиях давления Запада?
— С точки зрения международных отношений мир сегодня оказался в очень сложной ситуации. Если раньше существовало подозрение, что определенные центры силы управляют международными отношениями, руководствуясь интересами небольшой структуры наднациональных элит, сегодня это более чем очевидно. Я думаю, что их методы управления стали еще более агрессивными в направлении разделения определенных этнических и религиозных групп и, прежде всего, в направлении раздробленности внутри православия и ислама. Современная доктрина такого управления описана в книге «Столкновение цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона, который когда-то был координатором планирования безопасности в Совете национальной безопасности США. В этой связи отношения между славянскими и православными народами подвергаются воздействию этих механизмов с целью воспрепятствовать развитию сотрудничества и интеграции. Отношения между Сербией и Беларусью всегда были дружественными и хорошими, с большим потенциалом для развития сотрудничества. Однако из-за уже описанной международной ситуации, реализовать этот потенциал оказалось невозможным. Но такие обстоятельства не будут длиться вечно, и перезагрузка международных отношений неизбежно произойдет. В этом направлении следует развивать создание механизмов и площадок для нашего дальнейшего сотрудничества в культурной, научной, экономической и т.д. сферах. Наши добрые отношения имеют как прошлое, так и будущее. Они основаны на взаимной привязанности наших народов, и никакой план Запада не сможет этому помешать.
— Каково отношение Сербии к БРИКС?
— Большинство граждан Сербии рассматривают БРИКС как альтернативу западноцентричной мировой системе, которая имеет пирамидальную структуру и построена для удовлетворения интересов наднациональных элит. Место Сербии в таком мире неустойчиво, о чем свидетельствуют обстоятельства, в которых Сербия находится в настоящее время. В этом плане БРИКС в полной мере отвечает нашим государственным и национальным интересам как площадка для равноправного сотрудничества, основанного на взаимном уважении. В западноцентричной системе Сербия не может преследовать свои интересы или даже делать небольшие шаги в этом направлении. Напротив, она может найти свое место в БРИКС и развиваться в направлении, которое означает ресуверенизацию, защиту территориальной целостности, защиту культуры и традиций, а также развитие многосторонних отношений без постоянных уступок. К сожалению, БРИКС недостаточно популяризирован в Сербии. Многие заинтересованы в том, чтобы узнать о нем больше, но не имеют такой возможности. Так что БРИКС в Сербии остается очень приемлемым и желанным на идеологическом уровне, но без конкретных механизмов, которые привели бы к реализации этой идеи. Мы надеемся, что это изменится в ближайшем будущем.
— Недавно стало известно, что администрация США Байдена перед уходом пытается надавить на Белград санкциями против российско-сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS). Вы думаете, США пошли на этот шаг, чтобы вынудить Сербию ввести ограничительные меры против России?
— Одна из стратегических целей Запада — вытеснить Россию с Балкан. В Сербии Россия пользуется огромной народной поддержкой. Многовековые исторические и духовные связи между сербами и русскими были охарактеризованы как главные препятствия на пути вытеснения российского влияния с Балкан. По этой причине западное влияние на протяжении десятилетий было направлено на деградацию сербско-российских отношений, дезавуирование и обессмысливание нашего сотрудничества всеми возможными способами. Многие западные СМИ в Сербии обслуживают эти интересы. Нефтяная промышленность Сербии (НИС) является одной из самых прибыльных компаний в нашей стране, поскольку в 2009 году «Газпром нефть» приобрела более 50% акций компании и вложила огромные средства в реконструкцию и развитие нефтяных объектов. НИС, ранее работавшая в убыток, стала важнейшей нефтяной компанией на Балканах. В рамках введения санкций против России, направленных на выдавливание российских энергоресурсов из Европы, Запад хочет присвоить себе долю российских активов в компании НИС. Тем самым он стремится взять на себя роль основного партнера в энергетической сфере. В сентябре прошлого года Сербия подписала стратегическое соглашение с США о сотрудничестве в области энергетики. Оно предусматривает предоставление возможности американским компаниям инвестировать в энергетический сектор Сербии. Ранее Сербия подписала соглашение о закупке американского сжиженного природного газа с терминала Александруполис в Греции. Таким образом, США уже давно работают над тем, чтобы положить конец энергетическому сотрудничеству между Сербией и Россией и вынудить Сербию закупать энергоносители у Америки, как и в случае с другими европейскими странами. Все это незаконные действия, основанные на применении санкций, а также политического влияния с целью завладения чужой собственностью.