Меню

Ценой своей жизни спас многих гомельчан. 30 лет подвигу военного летчика Виктора Оськина

Ценой своей жизни спас многих гомельчан. 30 лет подвигу военного летчика Виктора Оськина
Фото: из открытых источников

Военный летчик Виктор Оськин первым в истории российской Дальней авиации был удостоен звания Героя России.

Для белорусов же его имя ассоциируется с бывшим военным аэродромом в Зябровке, где, кстати, Виктор Семенович прослужил более 14 лет, и с Новобелицким районом города Гомеля, который 30 лет назад он спас ценою собственной жизни.

Оськин

Кто же он, летчик Виктор Оськин?

Витя Оськин родился в декабре 1952 года в сельской многодетной семье в Курской области Российской Федерации. Уже в школе Виктор показал себя очень любознательным, отлично успевающим и целеустремленным парнем.  Школу, кстати, он закончил с золотой медалью и поступил в Тамбовское высшее военное училище летчиков.

Диплом об окончании военного училища летчик-инженер Виктор Оськин получил вместе с золотой медалью и лейтенантскими погонами, а его фамилию начертали на памятной доске училища в честь выпускников–отличников.

Служить молодому лейтенанту довелось в Дальней авиации, первое назначение получил на должность помощника командира тяжелого бомбардировщика Ту-16 в один из лучших тогда полков — элитный 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный бомбардировочный полк, базировавшейся у города Прилуки, что на Украине. И отметим, что зарекомендовал себя молодой летчик с лучшей стороны, и, как перспективного, уже через полтора года посылают Виктора на курсы по подготовке командиров Ту-16 в Дягилево Рязанской области.

Оськин

А по окончании курсов, начинается многолетний белорусский период жизни и летной работы Виктора Оськина: от старшего лейтенанта до подполковника, от командира корабля до заместителя командира авиационного полка на Ту-22. Сначала это был 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк в Бобруйске, а затем военная судьба привела его в 290-й отдельный дальне — разведывательный полк на аэродром Зябровка, что под Гомелем.

Именно в 290-м ОДРАП Зябровки и раскрылись лучшие летные и организаторские способности Виктора и его человеческие качества. Со взлетной полосы Зябровского аэродрома и ушел подполковник Оськин в бессмертие.

Но по порядку. В 290-м ОДРАП Виктор Оськин за значимые успехи в летном деле досрочно получил звание капитана, рос в должностях.  Отсюда, из Зябровки, уехал на учебу в Военно-Воздушную академию имени Ю.Гагарина и сюда же вернулся после ее окончания.

Летчик этого 290-го ОДРАП, самодеятельный поэт Олег Бояркин посвятил родному полку такие строки:

«Память на века

Наша летная служба в полку

Не придумана нами.

Фотографии старенькой глянец

С годами не стерт.

Лейтенанты, майоры,

Полковники и капитаны.

Каждый в этом строю

Своим местом и счастлив,

И горд.

Нас сплотило тогда

Белорусское синее небо.

Боевой самолет, под названием:

Ту — 22».

Надо сказать, что Зябровку часто называли неофициальной столицей Ту-22. Освоение этой мощной, но достаточно «сырой» боевой машиной, вернее настоящим воздушным кораблем   Виктор Оськин проходил под руководством опытного военного летчика — инструктора, подполковника Виктора Чернышева.

«Виктор запомнился мне своим спокойствием и настойчивостью, а также большим жизнелюбием. Ему все хотелось знать, все было интересно. Такие люди всегда многого добиваются в жизни. И, конечно, он был просто влюблен в небо, не представлял своей жизни без авиации», так впоследствии делился своими воспоминаниями о Викторе Оськине В.Чернышев.

Кстати, именно на Ту-22 Виктор Оськин безаварийно налетал почти 1200 часов, что тоже было далеко непросто, из-за, не будем брать грех на душу, частых проблем, аварий и катастроф при эксплуатации этого самолета в полках Дальней авиации.

Оськин

А ведь тогда экипажи разведчиков на Ту-22 Р из Зябровки постоянно следили за натовскими кораблями на Балтике и Севере, с дозаправкой в воздухе ходили и еще севернее. Они контролировали воздушную обстановку по всему северо-западному театру потенциального противника. Часто в полетах на максимальную дальность нашим летчикам над нейтральными водами приходилось смотреть пилотам натовских истребителей «глаза в глаза». Отмечу, что они наш самолет, зная его боевые характеристики, побаивались: ведь «шило», каким было прозвище Ту-22, могло нанести очень сильный укол. А два мощных двигателя самолета позволяли обеспечивать превосходство в воздухе, но именно они часто становились виновниками аварий и катастроф Ту-22, как и произошло в роковом для Виктора Оськина полете.

В конце 1990 года подполковника Виктора Оськина назначили на должность старшего летчика-инструктора отдела анализа и предупреждения летных происшествий в 43-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Дягилево

Однако он продолжал приезжать в Зябровку, там летал, не мог Виктор Оськин жить без неба!

Минуты последнего полета. Подвиг летчика Оськина

24 июня 1992 года в плановой таблице полетов 290-го ОДРАП у подполковника Виктора Оськина был запланирован всего один вылет, он, как летчик-инструктор, должен был «вывезти», прибывшего из  отпуска командира авиационной эскадрильи подполковника Александра Степченкова, для восстановления им навыков пилотирования.

Руководил полетами в ту летную смену майор Михаил Измятинский, однокашник Оськина по летному училищу.  Само полетное задание было несложное, тем более, что  и Виктор Оськин и проверяемый Степченков   и штурман корабля  майор Николай Иванов были летчиками 1-го класса, с большим опытом полетов на Ту-22. Но самолет с бортовым номером 30, уже  эксплуатировался порядка 28 лет, прошел не один  капитальный ремонт, включая и двигательные установки… И вот в определенное плановой таблицей полетов самолет, эта настоящая  « махина «  высотой 10, длиной 41 и  с размахом крыльев 24 метра, весом 65 тонн, покачиваясь на стыках бетонной полосы, покатился  по рулежной дорожке  на старт, и получив добро на взлет, ушел  в небесную высь.

 Вот некоторая хронология этого трагического и вместе с тем, героического полета:

 *** в 17 часов 00 минут 23 секунды Степченков замечает, что температура газов у двигателей отличается, у правого температура 600 градусов, а у левого — 500.  И это тот самый роковой правый двигатель…

 *** в 17 часов 01 минуту 38 секунд: высота 900 метров, скорость 450 км/час. И тут же резкий толчок, крен самолета на правый бок. Загорелось аварийное табло: «Пожар левого двигателя!», через секунду «Пожар задних баков!». А Ту-22 уже находился над окраиной Гомеля — Новобелицей.

*** в 17 часов 02 минуты 16 секунд. Командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции.

Накаленный планшет
Наколенный планшет с изложением инструкции

Но, как потом выяснилось. в этот момент горел правый двигатель! Табло же об этом не сигнализировало из-за того, что разрушенные лопатки правого двигателя перебили провода сигнализации…

*** в 17 часов 02 минуты 44 секунды Виктор Оськин начинает отворачивать самолет от города. Штурман ведет отсчет высоты и скорости: Высота 800, 700, скорость 400…

 И Оськин дает команду экипажу катапультироваться!

 *** в 17 часов 03 минуты 16 секунд, перед своим катапультированием Александр Степченков, понимая, что тают последние метры спасительной высоты просит, настаивает перед Оськиным: «Семеныч, катапультируйся, давай, Семеныч!» 

*** в 17 часов 03 минуты 23 секунды уже Оськин торопит боевых товарищей: «Давай, давай, давай, покидай! Первым пошел майор Николай Иванов с высоты 450 метров, следом, на высоте 400 метров, прыгнул подполковник Александр Степченков.

А сам же подполковник Виктор Оськин спасительной высоты себе не оставил, он уводил самолет на безопасное расстояние от Гомеля, выбирая безлюдную местность…

Катапультировался, когда до земли было уже всего 320 метров. А минимальная безопасная — 350 метров…

Виктор Семенович знал, что его ждет, но поступить по-другому советский летчик не мог! Удар о землю был очень сильным, и Виктор Оськин погиб.

Оськин
Памятный знак на месте гибели

А город подумал, а город подумал: ученья идут…

В свое время практически вся огромная советская страна пела песню «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского, музыку Оскара Фельцмана, приведу лишь выдержки:

Однажды в полете, однажды в полете,

Однажды в полете мотор отказал…

И надо бы прыгать —

Не вышел полет!..

Но рухнет на город

Пустой самолет!

Пройдет, не оставив

Живого следа,

И тысячи жизней, и тысячи жизней,

И тысячи жизней прервутся тогда!

Мелькают кварталы,

И прыгать нельзя…

«Дотянем до леса!» —

Решили друзья.

«Подальше от города

Смерть унесем.

Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

Пускай мы погибнем, но город спасем!»

Стрела самолета

Рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва

Березовый лес!..

Не скоро поляны

Травой зарастут…

А город подумал, а город подумал,

А город подумал: «Ученья идут!»

Песня родилась после подвига двух советских летчиков в 1966 году, в небе Германской Демократической Республики.

Оськин

Краткая справка

6 апреля 1966 года.  Берлин, Германия. Як-28П 668-го бомбардировочного авиаполка. Экипаж:

капитан Б.В.Капустин и старший лейтенант Ю.Н.Янов.

Отказ обоих двигателей.

Приказ: покинуть неуправляемый самолет!

Летчики не выполнили прямого приказа. Они остались в самолете до конца и смогли отвести его от оживленных улиц большого города…

Многие люди были спасены ценой жизней двух героических советских летчиков!

Так же поступил и подполковник Виктор Семенович Оськин, который катапультировался лишь тогда, когда полностью убедился, что неуправляемая машина упадет в безлюдном месте.  Он–опытнейший летчик-инструктор и сам понимал, что шансов на свое спасение уже не имел… Дело в том, что на самолетах Ту-22 катапульта отстреливала кресла летчиков вниз, а не вверх, и для раскрытия парашюта оно проходит путь не менее 350 метров. А высоты у летчика Оськина уже не было…

Звание Героя России было присвоено ему посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полете, когда подполковник Виктор Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолета на город Гомель. Его подвиг не забыт, и имя его навсегда вошло в историю белорусского города. 22 сентября 1992 года решением горисполкома военному летчику Виктору Оськину было присвоено звание «Почетный гражданин Гомеля» (посмертно). А 24 июля 2017 года в Гомеле была открыта мемориальная доска в честь летчика Виктора Оськина.

Оськин

23 февраля 2002 года стараниями заслуженных ветеранов Дальней авиации в Музее боевой и рабочей славы Новобелицкой средней школы номер 41 города Гомеля открылся музей памяти Виктора Оськина.  В школьном музее Зябровской школы имеется стенд, посвященный героическому подвигу летчика, там хранятся и личные вещи экипажа.

Продолжение о героизме и самопожертвовании наших летчиков                                       

В мае сего года в городе Барановичи был открыт мемориал в честь погибших летчиков Лидской штурмовой авиабазы майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко, которые решением Президента удостоены звания «Герой Беларуси».

Мемориал

Открывая мемориал, Министр Обороны Беларуси, генерал-лейтенант Виктор Хренин сказал:

«Год назад два офицера сделали свой непростой выбор. Его цена — сотни жизней, спасенных на земле. Каждый раз, оборачиваясь назад к этому событию, задаюсь вопросами: почему они так поступили? а могли ли они по-другому? Прихожу к выводу: нет, не могли. Они ценили офицерскую честь, жизни людей, которые были призваны защищать».

Сегодня их именами называют улицы наших белорусских городов, их имена присваивают пионерским дружинам наших школ для того, чтобы мы гордились и помнили.

Летчики

Завершу же сегодняшнее повествование стихами офицера-авиатора, и моего любимого поэта и песенника авиационной темы Ивана Мирошникова и, думаю, что лучше не скажешь:

У летчиков могил и вправду нет,

Хоть широки просторы мирозданья.

В сердцах друзей от горя меркнет свет,

Когда не возвращаются с заданья.

Они врезались часто в шар земной,

Сердца свои с машинами взрывая.

Гремит над миром вешняя гроза,

И дышат синевой цветы, озера.

Порой сдается — это их глаза

Глядят на нас безмолвно, без укора.

У летчиков могил и вправду нет,

У них судьба воистину крылата.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59