Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Ценой своей жизни спас многих гомельчан. 30 лет подвигу военного летчика Виктора Оськина

Ценой своей жизни спас многих гомельчан. 30 лет подвигу военного летчика Виктора Оськина
Фото: из открытых источников

Военный летчик Виктор Оськин первым в истории российской Дальней авиации был удостоен звания Героя России.

Для белорусов же его имя ассоциируется с бывшим военным аэродромом в Зябровке, где, кстати, Виктор Семенович прослужил более 14 лет, и с Новобелицким районом города Гомеля, который 30 лет назад он спас ценою собственной жизни.

Оськин

Кто же он, летчик Виктор Оськин?

Витя Оськин родился в декабре 1952 года в сельской многодетной семье в Курской области Российской Федерации. Уже в школе Виктор показал себя очень любознательным, отлично успевающим и целеустремленным парнем.  Школу, кстати, он закончил с золотой медалью и поступил в Тамбовское высшее военное училище летчиков.

Диплом об окончании военного училища летчик-инженер Виктор Оськин получил вместе с золотой медалью и лейтенантскими погонами, а его фамилию начертали на памятной доске училища в честь выпускников–отличников.

Служить молодому лейтенанту довелось в Дальней авиации, первое назначение получил на должность помощника командира тяжелого бомбардировщика Ту-16 в один из лучших тогда полков — элитный 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный бомбардировочный полк, базировавшейся у города Прилуки, что на Украине. И отметим, что зарекомендовал себя молодой летчик с лучшей стороны, и, как перспективного, уже через полтора года посылают Виктора на курсы по подготовке командиров Ту-16 в Дягилево Рязанской области.

Оськин

А по окончании курсов, начинается многолетний белорусский период жизни и летной работы Виктора Оськина: от старшего лейтенанта до подполковника, от командира корабля до заместителя командира авиационного полка на Ту-22. Сначала это был 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк в Бобруйске, а затем военная судьба привела его в 290-й отдельный дальне — разведывательный полк на аэродром Зябровка, что под Гомелем.

Именно в 290-м ОДРАП Зябровки и раскрылись лучшие летные и организаторские способности Виктора и его человеческие качества. Со взлетной полосы Зябровского аэродрома и ушел подполковник Оськин в бессмертие.

Но по порядку. В 290-м ОДРАП Виктор Оськин за значимые успехи в летном деле досрочно получил звание капитана, рос в должностях.  Отсюда, из Зябровки, уехал на учебу в Военно-Воздушную академию имени Ю.Гагарина и сюда же вернулся после ее окончания.

Летчик этого 290-го ОДРАП, самодеятельный поэт Олег Бояркин посвятил родному полку такие строки:

«Память на века

Наша летная служба в полку

Не придумана нами.

Фотографии старенькой глянец

С годами не стерт.

Лейтенанты, майоры,

Полковники и капитаны.

Каждый в этом строю

Своим местом и счастлив,

И горд.

Нас сплотило тогда

Белорусское синее небо.

Боевой самолет, под названием:

Ту — 22».

Надо сказать, что Зябровку часто называли неофициальной столицей Ту-22. Освоение этой мощной, но достаточно «сырой» боевой машиной, вернее настоящим воздушным кораблем   Виктор Оськин проходил под руководством опытного военного летчика — инструктора, подполковника Виктора Чернышева.

«Виктор запомнился мне своим спокойствием и настойчивостью, а также большим жизнелюбием. Ему все хотелось знать, все было интересно. Такие люди всегда многого добиваются в жизни. И, конечно, он был просто влюблен в небо, не представлял своей жизни без авиации», так впоследствии делился своими воспоминаниями о Викторе Оськине В.Чернышев.

Кстати, именно на Ту-22 Виктор Оськин безаварийно налетал почти 1200 часов, что тоже было далеко непросто, из-за, не будем брать грех на душу, частых проблем, аварий и катастроф при эксплуатации этого самолета в полках Дальней авиации.

Оськин

А ведь тогда экипажи разведчиков на Ту-22 Р из Зябровки постоянно следили за натовскими кораблями на Балтике и Севере, с дозаправкой в воздухе ходили и еще севернее. Они контролировали воздушную обстановку по всему северо-западному театру потенциального противника. Часто в полетах на максимальную дальность нашим летчикам над нейтральными водами приходилось смотреть пилотам натовских истребителей «глаза в глаза». Отмечу, что они наш самолет, зная его боевые характеристики, побаивались: ведь «шило», каким было прозвище Ту-22, могло нанести очень сильный укол. А два мощных двигателя самолета позволяли обеспечивать превосходство в воздухе, но именно они часто становились виновниками аварий и катастроф Ту-22, как и произошло в роковом для Виктора Оськина полете.

В конце 1990 года подполковника Виктора Оськина назначили на должность старшего летчика-инструктора отдела анализа и предупреждения летных происшествий в 43-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Дягилево

Однако он продолжал приезжать в Зябровку, там летал, не мог Виктор Оськин жить без неба!

Минуты последнего полета. Подвиг летчика Оськина

24 июня 1992 года в плановой таблице полетов 290-го ОДРАП у подполковника Виктора Оськина был запланирован всего один вылет, он, как летчик-инструктор, должен был «вывезти», прибывшего из  отпуска командира авиационной эскадрильи подполковника Александра Степченкова, для восстановления им навыков пилотирования.

Руководил полетами в ту летную смену майор Михаил Измятинский, однокашник Оськина по летному училищу.  Само полетное задание было несложное, тем более, что  и Виктор Оськин и проверяемый Степченков   и штурман корабля  майор Николай Иванов были летчиками 1-го класса, с большим опытом полетов на Ту-22. Но самолет с бортовым номером 30, уже  эксплуатировался порядка 28 лет, прошел не один  капитальный ремонт, включая и двигательные установки… И вот в определенное плановой таблицей полетов самолет, эта настоящая  « махина «  высотой 10, длиной 41 и  с размахом крыльев 24 метра, весом 65 тонн, покачиваясь на стыках бетонной полосы, покатился  по рулежной дорожке  на старт, и получив добро на взлет, ушел  в небесную высь.

 Вот некоторая хронология этого трагического и вместе с тем, героического полета:

 *** в 17 часов 00 минут 23 секунды Степченков замечает, что температура газов у двигателей отличается, у правого температура 600 градусов, а у левого — 500.  И это тот самый роковой правый двигатель…

 *** в 17 часов 01 минуту 38 секунд: высота 900 метров, скорость 450 км/час. И тут же резкий толчок, крен самолета на правый бок. Загорелось аварийное табло: «Пожар левого двигателя!», через секунду «Пожар задних баков!». А Ту-22 уже находился над окраиной Гомеля — Новобелицей.

*** в 17 часов 02 минуты 16 секунд. Командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции.

Накаленный планшет
Наколенный планшет с изложением инструкции

Но, как потом выяснилось. в этот момент горел правый двигатель! Табло же об этом не сигнализировало из-за того, что разрушенные лопатки правого двигателя перебили провода сигнализации…

*** в 17 часов 02 минуты 44 секунды Виктор Оськин начинает отворачивать самолет от города. Штурман ведет отсчет высоты и скорости: Высота 800, 700, скорость 400…

 И Оськин дает команду экипажу катапультироваться!

 *** в 17 часов 03 минуты 16 секунд, перед своим катапультированием Александр Степченков, понимая, что тают последние метры спасительной высоты просит, настаивает перед Оськиным: «Семеныч, катапультируйся, давай, Семеныч!» 

*** в 17 часов 03 минуты 23 секунды уже Оськин торопит боевых товарищей: «Давай, давай, давай, покидай! Первым пошел майор Николай Иванов с высоты 450 метров, следом, на высоте 400 метров, прыгнул подполковник Александр Степченков.

А сам же подполковник Виктор Оськин спасительной высоты себе не оставил, он уводил самолет на безопасное расстояние от Гомеля, выбирая безлюдную местность…

Катапультировался, когда до земли было уже всего 320 метров. А минимальная безопасная — 350 метров…

Виктор Семенович знал, что его ждет, но поступить по-другому советский летчик не мог! Удар о землю был очень сильным, и Виктор Оськин погиб.

Оськин
Памятный знак на месте гибели

А город подумал, а город подумал: ученья идут…

В свое время практически вся огромная советская страна пела песню «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского, музыку Оскара Фельцмана, приведу лишь выдержки:

Однажды в полете, однажды в полете,

Однажды в полете мотор отказал…

И надо бы прыгать —

Не вышел полет!..

Но рухнет на город

Пустой самолет!

Пройдет, не оставив

Живого следа,

И тысячи жизней, и тысячи жизней,

И тысячи жизней прервутся тогда!

Мелькают кварталы,

И прыгать нельзя…

«Дотянем до леса!» —

Решили друзья.

«Подальше от города

Смерть унесем.

Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

Пускай мы погибнем, но город спасем!»

Стрела самолета

Рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва

Березовый лес!..

Не скоро поляны

Травой зарастут…

А город подумал, а город подумал,

А город подумал: «Ученья идут!»

Песня родилась после подвига двух советских летчиков в 1966 году, в небе Германской Демократической Республики.

Оськин

Краткая справка

6 апреля 1966 года.  Берлин, Германия. Як-28П 668-го бомбардировочного авиаполка. Экипаж:

капитан Б.В.Капустин и старший лейтенант Ю.Н.Янов.

Отказ обоих двигателей.

Приказ: покинуть неуправляемый самолет!

Летчики не выполнили прямого приказа. Они остались в самолете до конца и смогли отвести его от оживленных улиц большого города…

Многие люди были спасены ценой жизней двух героических советских летчиков!

Так же поступил и подполковник Виктор Семенович Оськин, который катапультировался лишь тогда, когда полностью убедился, что неуправляемая машина упадет в безлюдном месте.  Он–опытнейший летчик-инструктор и сам понимал, что шансов на свое спасение уже не имел… Дело в том, что на самолетах Ту-22 катапульта отстреливала кресла летчиков вниз, а не вверх, и для раскрытия парашюта оно проходит путь не менее 350 метров. А высоты у летчика Оськина уже не было…

Звание Героя России было присвоено ему посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полете, когда подполковник Виктор Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолета на город Гомель. Его подвиг не забыт, и имя его навсегда вошло в историю белорусского города. 22 сентября 1992 года решением горисполкома военному летчику Виктору Оськину было присвоено звание «Почетный гражданин Гомеля» (посмертно). А 24 июля 2017 года в Гомеле была открыта мемориальная доска в честь летчика Виктора Оськина.

Оськин

23 февраля 2002 года стараниями заслуженных ветеранов Дальней авиации в Музее боевой и рабочей славы Новобелицкой средней школы номер 41 города Гомеля открылся музей памяти Виктора Оськина.  В школьном музее Зябровской школы имеется стенд, посвященный героическому подвигу летчика, там хранятся и личные вещи экипажа.

Продолжение о героизме и самопожертвовании наших летчиков                                       

В мае сего года в городе Барановичи был открыт мемориал в честь погибших летчиков Лидской штурмовой авиабазы майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко, которые решением Президента удостоены звания «Герой Беларуси».

Мемориал

Открывая мемориал, Министр Обороны Беларуси, генерал-лейтенант Виктор Хренин сказал:

«Год назад два офицера сделали свой непростой выбор. Его цена — сотни жизней, спасенных на земле. Каждый раз, оборачиваясь назад к этому событию, задаюсь вопросами: почему они так поступили? а могли ли они по-другому? Прихожу к выводу: нет, не могли. Они ценили офицерскую честь, жизни людей, которые были призваны защищать».

Сегодня их именами называют улицы наших белорусских городов, их имена присваивают пионерским дружинам наших школ для того, чтобы мы гордились и помнили.

Летчики

Завершу же сегодняшнее повествование стихами офицера-авиатора, и моего любимого поэта и песенника авиационной темы Ивана Мирошникова и, думаю, что лучше не скажешь:

У летчиков могил и вправду нет,

Хоть широки просторы мирозданья.

В сердцах друзей от горя меркнет свет,

Когда не возвращаются с заданья.

Они врезались часто в шар земной,

Сердца свои с машинами взрывая.

Гремит над миром вешняя гроза,

И дышат синевой цветы, озера.

Порой сдается — это их глаза

Глядят на нас безмолвно, без укора.

У летчиков могил и вправду нет,

У них судьба воистину крылата.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59