Ночной рейд с ГАИ: какие самые распространенные ошибки совершают пешеходы
С детства нас учили приходить на помощь пожилым людям. Например, помочь бабушке перейти дорогу – самая, что ни есть гайдаровская классика. Ведь, несомненно, всем хочется, чтобы папы и мамы, бабушки и дедушки оставались с нами как можно дольше.
Пожилой человек как ребенок. Эту фразу мы слышим часто. И доля истины, безусловно, в этих словах есть.
– Пожилые люди, действительно, особая категория пешеходов, которую можно сравнить с детьми, – считает капитан Дмитрий Медведский, заместитель командира взвода ГАИ, – часто их поведение может быть в чем-то схожим, хотя причины для этого совершенно разные. Из-за возраста они могут плохо видеть или слышать, у них может быть низкий уровень внимательности на дороге или даже рассеянность.
Молодой капитан знает, о чем говорит, у него за плечами семь лет работы «на дороге». С Дмитрием я уже знакома – не в первый раз работаем вместе. Парень – настоящий трудоголик. Работу свою очень любит. У него всегда все быстро, четко и исключительно по делу.
По пути в Заславль знакомлюсь с сержантом Александром Хасановым, младшим инспектором ДПС ОГАИ Минского РУВД, вторым инспектором моего сегодняшнего экипажа. Он в ГАИ меньше года, поэтому, как и я, внимательно слушает все, что говорит Дмитрий – опытный сотрудник и наставник. Наш сегодняшний рейд посвящен профилактике ДТП с пожилыми людьми.
– Довольно часто люди пожилого и пенсионного возраста становятся участниками и жертвами дорожно-транспортных происшествий, – продолжает Дмитрий, – а основной причиной является игнорирование ими требований Правил дорожного движения. Работать с этой категорией населения, кстати, сложнее, чем с другими. Возможно, сегодня вы сами в этом убедитесь.
– Для них, как для пешеходов и велосипедистов, есть какие-то особые требования в ПДД? – интересуюсь я.
– Нет, что вы! Требования ПДД для всех одинаковые и совершенно простые, – улыбается Дмитрий, – использование пешеходами и велосипедистами светоотражающих элементов, оборудование велосипедов фонарями и использование одежды повышенной видимости со световозвращающими элементами при движении в тёмное время суток. Несложно, правда?
– Правда, – киваю, – фликеры, световозвращающие жилеты, катафоты – и будете живы.
Бесспорно, простые правила. Но в текущем году на дорогах Минской области с участием пешеходов и велосипедистов пенсионного, в том числе престарелого возраста случилось почти пять десятков ДТП. Вот несколько конкретных примеров.
12 октября около 14:20 рядом с деревней Саковщина Воложинского района водитель 1964 г.р., управляя автомашиной «МАЗ–МАН», совершил наезд на жительницу Воложинского района, 1934 года рождения, которая внезапно вышла на проезжую часть перед грузовым автомобилем. Пенсионерка от полученных травм скончалась в больнице.
47 ДТП зарегистрировано с начала года на дорогах центрального региона, в которых 16 человек погибли и 31 получил травмы различной степени тяжести
27 октября около 19.38 в Клецком районе, водитель Тойоты Приус, сбил двигавшихся в попутном направлении двух братьев велосипедистов, 1960 года рождения. В результате аварии один из велосипедистов от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия, второй с травмами госпитализирован в реанимацию.
18 ноября около 18:40 47-летний молодечненец за рулем Nissan Qashqai наехал на 88-летнего пешехода. Пенсионер переходил проезжую часть вне перехода, находящегося в зоне видимости. В результате ДТП от полученных повреждений он скончался на месте происшествия.
– Водителям, если они заметили на проезжей части или рядом с ней пожилого человека, очень важно учитывать «факторы неожиданности» присущие возрасту, – советует Дмитрий, – всегда нужно держать в голове, что немолодой пешеход может появиться на проезжей части совершенно неожиданно и в самом неподходящем месте. Вы ведь наверняка замечали, например, старушку в час пик идущую наперерез потоку или дедушку совершенно без фликеров, бредущего поздним вечером по загородной дороге на электричку?
– Конечно! И не раз! А еще они часто дорогу вне перехода переходят.
– Из моего опыта – это одно из главных и самых частых нарушений пожилых пешеходов – переход дороги в неположенном месте, – вспоминает Дмитрий, – может быть, человеку уже физически тяжело пройти лишние эти 30 метров до зебры. А бывает и по привычке нарушает, если раньше так делал часто. Причины могут быть разными. Но вот объяснить пожилому человеку, что он не прав – ну, очень сложно.
Меж тем, двигаясь по частному сектору Заславля, замечаем пешехода. Вернее, замечают инспекторы, я увидела мужчину, когда он был уже практически у капота авто. Фликеров на нем нет.
– Ребята, да вот в магазин вышел, тут пару метров буквально, – видно, сразу поняв, что сделал не так, начинает оправдываться пожилой пешеход. – Да отпустите, не штрафуйте, пару метров тут, говорю же.
– У нас нет цели вас оштрафовать, – объясняет Дмитрий, наклеивая мужчине на куртку световозвращающие полосы, – мы хотим побеседовать с вами и рассказать, что световозвращающие элементы сделают вас ярче, водители вас заметят издалека и вы вернетесь домой целым и невредимым.
Но пенсионер настроен совершенно недружелюбно. Он, кажется, совсем не понимает, что рублем его не наказывают, а предупреждают об опасности и совершенно бесплатно клеят фликеры. Он повторяет несколько раз, что в прошлом серьезный руководящий работник и нарушил ПДД лишь дважды в жизни, и то 20 лет назад. А сейчас и вовсе ни в чем не виноват!
– Вот видите, – обращается ко мне Дмитрий, – это то, о чем я вам говорил. Очень сложно пожилому человеку объяснить, в чем опасность прогулок без фликеров и что он нарушил.
Следующий объект пристального внимания инспекторов – двигающийся нам навстречу велосипедист. Мужчина признается, что о необходимости световозвращающих жилетов даже не слышал, но соглашается с тем, что, надев жилет, шансы остаться целым и невредимым увеличиваются многократно.
Кирилл Реут, инспектор ДПС отдела ГАИ УВД Минского райисполкома, помогает мужчине надеть ярко-оранжевый жилет. Велосипедист искренне благодарит сотрудников за заботу о безопасности, за подаренный аксессуар и продолжает свой путь. Оборачиваюсь ему вслед – да, так действительно намного ярче. Следующий «водитель двухколесного» – мужчина в возрасте – также с благодарностью принимает яркий жилет и с улыбкой беседует с сотрудниками.
Еще одному велосипедисту (он, кстати, с ребенком) предлагаем провести эксперимент: за сколько метров мы увидим его без светоотражающего жилета и за сколько в жилете. Результаты вполне ожидаемы – без жилета мы, напрягая глаза, замечаем мужчину метров за 20. В ярком жилете – едва он показывается из-за поворота, метров за 100, не меньше, ведь светится он, будто новогодняя елка.
– Заметив пешехода или велосипедиста в возрасте, водителю необходимо удвоить внимание, – говорит старший лейтенант Реут, – а еще понимание и снисходительность не повредит. Но, конечно, и от воспитательной и профилактической работы отказываться тоже не стоит.
– Иногда по субъективным причинам очень тяжело перевоспитать человека в возрасте, – добавляет капитан Медведский, – но помогать пожилым, беседовать, объяснять важность соблюдения ПДД, обращать внимание на опасные участки дороги недалеко от дома – просто необходимо.
Что мы и делали весь вечер – два экипажа ГАИ, социальный работник и я. Очень хочется верить, что, не только ГАИ, но и все участники движения готовы прийти на помощь пожилому пешеходу, ведь этому учили в школах. Помогайте сами, учите этому других, и возможно, вместе мы сможем сделать наши дороги безопаснее.
С начала 2023 года на республиканских автодорогах Минской области произошло 203 ДТП, в которых 68 человек погибло, 241 человек получили ранения. За аналогичный период 2022 года произошло 241 ДТП, в которых 59 человек погибло, 279 человек получили ранения.