Айтишники или пенсионеры — за кем будущее деревень Крупского района?
Деревню считают местом, где можно отдохнуть от офисной работы, дать организму физическую нагрузку. Только переезжать на село городские жители не особо стремятся. Но если раньше было в порядке вещей в целях трудоустройства отправляться куда-то далеко, даже в другую страну, то сегодня представители ряда профессий могут работать в любой точке земного шара. Нужен лишь ноутбук и интернет! И вот доказательство тому: в одной из деревень Крупского района поселились два айтишника.
Пенсия за городом
Среди молодежи встречаются сторонники такой философии: жизнь одна — живи в моменте. А вот представители старшего поколения знают цену благополучию и поэтому откладывают «жизнь в моменте» до пенсии. И, как правило, мечта, на которую они десятилетиями копят, это обычный домик в деревне. В Крупском районе как раз заметна подобная тенденция, когда новую жизнь в деревню привносят дачники — вышедшие на заслуженный отдых люди.
Светлана Готченя, председатель Ухвальского сельисполкома, родилась в деревне Большое Городно. Признается, что у нее было много возможностей уехать в город, но желания попрощаться с родными местами не возникло. И сегодня она уверена, что деревни будут жить несмотря ни на что. Факты подтверждают: спрос на дома есть, и он только растет.
— Интересуются даже люди из Минска, Борисова, которые просто хотят купить домик в деревне. И мы им помогаем. Находим родственников владельцев пустующих домов, помогаем с документами, чтобы было оформлено наследство для продажи дома, — рассказывает Светлана Готченя. — В результате желающие приобретают дома и живут в них.
К сожалению, в Ухвальском сельсовете тоже наблюдается уменьшение численности сельского населения. За минувший год около 12 домов попали под снос и последующее захоронение. Основные причины — отсутствие родственников, готовых унаследовать это жилье, или сильная ветхость, препятствующая восстановлению.
— Если дом еще более-менее крепкий, мы все-таки за то, чтобы дать ему вторую жизнь. Ведется активная работа по поиску родственников, — говорит Светлана Готченя. — Безусловно, проще было бы снести дом, сравнять его с землей. Но ведь, если найдется собственник, который станет ухаживать за участком, поселится здесь, деревня совсем по-другому будет смотреться.
Население Ухвальского сельисполкома — 1553 человека, из них трудоспособного возраста — 905, старше трудоспособного — 525.
В Беларуси много населенных пунктов с печальной судьбой, но виной тому вовсе не отток жителей в города. Например, Узнаж называют сестрой Хатыни: в годы Великой Отечественной войны деревня была сожжена. Там сегодня стоит памятник. Из местных жителей уже никого нет: последняя бабушка недавно умерла в возрасте 95 лет. А вот дом остался, и туда наведываются ее дети. Время от времени живут в нем, даже зимой.
В деревнях Малое Городно, Большое Городно, Выдрица на зиму остается всего три-четыре человека, зато нет ни одного пустующего дома. И весной деревни снова оживают.
Удаленная работа из деревенского дома
В деревне Старый Сокол местных жителей всего человек пять, зато среди них есть два айтишника. Один построил новый дом, а второй привез уже готовый. Работают удаленно, деревней не перестают восхищаться. Чудесная природа, рядом протекает река Можа. Автолавка приезжает стабильно два раза в неделю. Светлана Готченя отмечает, что отношение молодых людей к деревне ей импонирует, ей нравится их порядочность и сознательность.
Деревня Старый Сокол — историческое место. Как утверждают сельчане, они слышали еще от своих родителей, что в былые времена на этих землях русские войска под руководством Михаила Кутузова потеснили войска Наполеона. А около пятисот лет назад здесь стояла церковь — в память о ней поставлен крест.
А еще в деревне живет Виктор Воронович, который награжден в номинации «Лучший староста района». Ему уже 86 лет, но за порядком он постоянно следит в меру своих сил. Староста рассказал, что ранее на месте Старого Сокола стояли маленькие деревушки и работала школа-четырехлетка, которую он тоже посещал. С детства был приучен к труду, летом трудился в колхозе. Закончил школу, отслужил три года в армии и вернулся в родную деревню. Работал в сфере обслуживания до самой пенсии. Потом еще три с половиной года — в ныне упраздненном Денисовичском сельсовете, после чего прекратил трудовую деятельность и ушел на заслуженный отдых.
О том, как некогда жил Старый Сокол, Виктор Воронович вспоминает с грустью:
— В деревушке населения, конечно, больше было. Занимались сельским хозяйством. В каждом населенном пункте были колхозы небольшие организованы. В семьях — по пять-семь детей. У всех — подсобное хозяйство. Поднимали колхозы, старались их развивать. Нынче жизнь другая… Тогда молодежь не хотела оставаться на селе. Парни и девчата уезжали в Борисов, Минск. Они сюда потом приезжали, родителям помогали и только.
Пусть жизнь в Старом Соколе на данный момент не такая насыщенная, но заброшенной деревню никак не назовешь. Традиционные деревянные домики вперемешку с модными постройками новых жителей — все это выглядят необычно, тем не менее картина весьма гармоничная.
— Сейчас населения мало осталось, — отмечает Виктор Воронович. — В летний период хорошо здесь, людей полно. Приезжают дачники, дети и внуки. Следят за порядком: чтобы и заборчики ровные были, и территория убрана. Благоустраивают, обкашивают. Стараются сделать красиво. Жизнь очень хорошая сейчас.
День Нептуна и дома образцового порядка
Вот уже третий год подряд в Ухвальском сельсовете летом устраивают праздник деревни. По его итогам оформляются красочные альбомы с фотографиями. А собираются на праздник абсолютно все родственники сельчан, даже из России приезжают.
В 2022-м площадкой для проведения стала деревня Новый Сокол. Кроме того, местные жители, которых осталось не более двадцати человек, устроили здесь День Нептуна. В нынешнем году планируют придумать что-то новое.
Валентина Крищенок родилась в Новом Соколе в 1966-м. Она — социальный работник. О своем детстве собеседница рассказывает с упоением:
— Мой папа родом отсюда, мама — из деревни Ложки. Здесь вот, рядом, у нас дом был. Потом мы переехали подальше, тоже в этой деревне. У нас восьмилетка была раньше. Помню, столовая стояла — и мы в ней учились. А потом закрыли школу — пришлось переехать в Большой Вязок. Когда в 4-й класс шла, уже на Ухвале новую школу построили. Стали ездить туда. Конечно, детей много было. В автобус иногда не влезали — пешком добирались, приходили на второй урок.
Как вспоминает Валентина Крищенок, раньше в Новом Соколе был большой клуб, куда съезжались на концерты со всех близлежащих деревень. Колхозы, в которых трудилось старшее поколение, проводили там свои мероприятия.
— После школы мы разъезжались, поступали. Я училась в минском училище на продавца. Потом одно время в Крупках работала. Замуж вышла — судьба сюда снова забросила, на родину. Сейчас живу здесь, в родительском доме. Мама вот два года как умерла, и я осталась. У меня квартира в Денисовичах есть, но пришлось сюда переехать.
«Но что же вас так привлекает в деревне?» — спрашиваем у Валентины. Она честно отвечает:
— Я в Минске на Камвольном комбинате работала одно время, но меня в город не тянет. Мне в деревне хорошо. Хочу, чтобы огород был, свой участок — вот это. Город не нравился никогда. Мне моя деревня нравится! Здесь лес кругом, ягоды, грибы… Красота! Трудись только — и все.
Городским жителям почему-то часто кажется, что все деревни похожи друг на друга. Но стоит посетить хотя бы два сельских населенных пункта, находящихся в паре километров друг от друга, чтобы осознать эту неуловимую разницу. Деревню нужно полюбить всем сердцем — только тогда ты почувствуешь, что это взаимно. А формируют ее не географическое положение, климат или наличие дорожки, а люди, в ней проживающие. Так что будущее деревни — это не эфемерная субстанция, а взвешенное, взрослое решение каждого из нас.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!