Меню
Голас Любаншчыны

Царство голубики. Как встречают гостей на ягодной ферме под Червенем

Голубика
Фото: предоставлены автором, героями публикации, а также из открытых источников - носят иллюстративный характер

Предпринимательство — это зачастую не про бизнес, а о состоянии души, когда загорится человек какой-то идеей так, что и спать спокойно не может — все думает: «Сделаю!» И делает. На голом энтузиазме, несмотря ни на какие трудности. По большому счету, все нас окружающее когда-то было придумано и создано такими людьми, которые поверили в себя, рискнули, выдержали и смогли.

Незадолго до Нового года редакционный автомобиль вез нас в необычное место — голубичное фермерское хозяйство в Червенском районе. Последние километры до местечка дорога вела через заснеженный лес. Под тяжестью снега лапы вековых елей свисали вниз, и впереди деревья казались отвесными скалами, которые своими вершинами упирались в плотное белесое небо. Тем неожиданней оказался выезд на простор, когда из-за очередного поворота лесной дороги проглянула опушка, и через мгновение автомобиль очутился посередине укрытого снегом поля. По правую сторону открывался вид на разбросанные неподалеку небольшие строения — тот самый «Фальварк королевской голубики», куда мы направлялись.

110 сортов голубики существует сегодня по всему миру.

За деревянной аркой ворот, возле одноэтажного домика, нас уже встречали хозяева усадьбы — супруги Анатолий Петрович и Виктория Николаевна Рапейко. Яркий новогодний стиль одежды и характерные шапочки говорили сами за себя — праздничная работа по приему гостей на ферме в самом разгаре.

Голубичная ферма

— Вот здесь, — показывает Виктория первую комнату с большим деревянным столом, — мы знакомим гостей с экологичными продуктами, которые изготавливаем из того, что сами производим. Мед, тыква, полезные травы и конечно же наша гордость — садовая голубика! Из трав делаем чай, из тыквы – вкусные цукаты, из голубики – варенье. Детям очень интересно не только узнать, как это все растет, но и попробовать. И это была наша изначальная идея – показывать ребятам, как щедра и богата наша родная земля, и какие вкусные и полезные вещи можно от нее получать!

25 % всех сельхозугодий в Чили отведено под голубику. Урожай ягоды в Южном полушарии собирают в то время, когда в Северном ее нет и в помине. Таким образом, латиноамериканская голубика идет на экспорт в США и Европу, принося производителям немалый доход.

Далее мы перемещаемся в следующее, еще более просторное помещение. В разговор вступает глава семейства:

— Мы занимаемся выращиванием голубики почти 12 лет, а последние шесть из них осваиваем еще и агротуризм. В свое время переехали сюда из Минска за своей мечтой — создать собственное дело, которое бы приносило радость и нашей семье, и людям. Наши дети не сразу нас поддержали, сперва отнеслись к такому с опаской, но со временем и сами увлеклись. Так что теперь они тоже рядышком здесь живут, в Червене. Да еще и внуки подросли — старший уже помогает, — широко улыбается моложавый и подтянутый дед.

Голубичная ферма

— А как вы пришли к идее выращивания такого довольно экзотического продукта как голубика?

— В свое время мы получили в пользование участок земли для ведения фермерского хозяйства. Но по большей части она оказалась песчаная или в низине заболоченная. Зерновые или картофель здесь родят плохо. Поэтому там, где влажно, поддерживаем порядок и обкашиваем травы на корма. А вот здесь, на этом поле, еще с 2011 года стали пробовать сажать ягодник. Вкладывали свои деньги, покупали саженцы, экспериментировали. Голубика хоть и не самое прихотливое растение, однако здесь много разных тонкостей. Так что ушли годы, чтобы создать то, что есть теперь. Сейчас у нас ягодные кусты растут на 20 гектарах. Построена большая теплица. Мы в июле-августе черенкуем и маленькие побеги высаживаем в тепличку, они растут пару месяцев, потом их рядышком пересаживаем, и год кустик в теплице растет. Урожайность куста от многого зависит. Один дает в год и два килограмма, а другой – граммов 200-400. Мы в этом плане тоже ведем селекцию, оставляем наиболее плодоносящие растения. Постоянно что-то досаживаем, пересаживаем, где-то уплотняем. В общем с этим нужно жить, — заключает Анатолий Рапейко.

Голубика

Пока мы общались с хозяевами, в усадьбу приехал детский экскурсионный автобус, и детвора с шумом наполнила помещение. Мы спешим переместиться в другое помещение, чтобы не мешать празднику, который проводят дети и зять Анатолия и Виктории.

«Вот взять ягоду чернику, — та растет, и ее видишь…у листиков сидят мелким горошком черничинки, черные ягодки с синим пушком… Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив.» (М. Пришвин. Кладовая Солнца.)

—  Где люди узнают о вас? Даете рекламу?

— По-разному происходит. Это и «сарафанное радио» — люди приезжают, потом рассказывают другим. Кто-то едет к нам повторно. Обзваниваем детские учреждения, приглашаем провести время у нас — такую работу проводим уже с лета, чтобы к новогоднему сезону у нас были заявки на проведение детских праздников. Период этот у нас достаточно короткий. Сейчас думаем, как сделать подобные посещения круглогодично. Для этого нужно разрабатывать интересные программы и совмещать все это с сельхоз работами, — рассказывает Анатолий Петрович.

— Подготовка к приему гостей, — дополняет Виктория, — отвлекает от работ. — В основном шьем костюмы, готовимся к новогодним встречам в межсезонье. Вот в январе, к примеру, у нас уже будет затишье.

Голубика

— А как происходит реализация ягод? Поставляете ли вы их в торговые сети?

—Наш рынок сбыта, — продолжает Анатолий Рамейко, — это те клиенты, которые нас посещают. Родители детей узнают про нашу голубику, и многие потом приезжают и покупают. Мы просим всех рассказывать о нас своим знакомым. Ягоды фасуем в деревянные коробочки по 2 кг, по 5 кг. Промышленного сбыта у нас ещё нет, ягода достаточно дорогая, и у нас нет еще тех урожаев, чтобы заключать какие-то серьезные долгосрочные контракты, скажем, с торговыми сетями. Мы мечтаем сделать свой опытный участок, заниматься селекционной работой. Я сам по первому образованию агроном, заканчивал сельхоз академию в Горках, и для меня эта тема близка. Когда у нас всё окончательно наладится, механизируется, конечно, хотелось бы отвести какой-то кусочек именно под эксперименты, под селекцию – по сортам разобраться, так как не все нам подходят. Мы уже пять сортов просто удалили с поля. А вообще обязательно должны быть 1-2 ранних сорта, несколько средних и несколько поздних.

Голубика

— В будущее мы смотрим с оптимизмом, — вступает в разговор Виктория Рапейко, — вы знаете, не на что обижаться. Мы вообще не появились бы, если бы нас не поддержало государство. Мы были в программе (импортозамещения. — прим. Авт.), нам дали хорошую субсидию, частично провели линию электроснабжения. Государство помогает отечественным производителям заполнить ниши таких товаров или продукции, которых в стране пока не производят, но которые пользуются спросом. У нас был бизнес-план, проект мы делали в Институте плодоводства и овощеводства. Под это мы получали финансирование. Теперь же наша цель — это дальнейшее развитие, поэтому мы ведем бухучет в соответствии с полным налогообложением, не по упрощенке. Это позволяет получать банковские кредиты и лизинг техники на льготных условиях. Конечно, порой не хватает оборотных средств, это сдерживает развитие, но не останавливает.

Садовую голубику связывают с американкой Элизабет Уайт. Именно она придумала оригинальный способ селекции дикорастущего ягодника. Брались планки с отверстиями разного диаметра и сельским жителям за плату предлагалось искать дикие ягоды покрупнее. Чем в большее отверстие прошла ягода — тем выше вознаграждение. Заодно выяснялось, в каком месте она выросла, – оттуда и брались саженцы. Вот так появились предки современных гибридов, среди которых и знаменитый сорт – «Элизабет».

В момент нашей беседы появляется еще одна веселая группа ребятишек, которые рассаживаются за столами. Мы интересуемся у хозяев:

Голубика

— Чем сейчас будет заниматься эта группа?

— Сейчас дети прошли квест, — поясняет Виктория, — теперь пришли сюда и будут делать елки. Это памятные сувениры. Заготовки из дерева вырезаем сами, а детям остается их разукрасить на свой вкус. Такой экологичный подарок, сделанный своими руками. А предыдущая группа, которую вы раньше видели, пойдет в то помещение, где с ними занимаются аниматоры. То есть дети проходят все пункты: квест, травная, полезные сладости. Основная идея в том, чтобы показать, что можно купить ящик конфет, а можно из даров природы сделать разные вкусные и полезные вещи. Экологичные цукаты, изюм, повидло, варенье — дети должны понимать, что больше полезного в этой продукции. Вот мы выставили наши цукаты из тыквы, варенье из голубики, замороженные ягоды, — указывает рукой на деревянные полки хозяйка усадьбы. — А когда дети закончат делать эти елочки, то они сядут в вагончики волшебного поезда, и он повезет их на праздник вон в то отдаленное строение — там у нас проходит новогодний праздник.

Голубика

На улице, дожидаясь маленьких пассажиров, действительно стоял настоящий поезд с вагонами. Как пояснил Анатолий Рапейко, это тоже отечественное изделие: локомотив — мини-трактор «Беларус», а вагончики заказывали в специальном НПО при Академии наук — за образец взяли поезд «Вилоша», который ездил в парке Челюскинцев.

— У нас такая Медведица, такая Луна — в Минске такого не увидишь, — с улыбкой говорит Виктория. — Качели сделали — покачаемся немного, потом поднялись — и снова за работу.

Пока взрослые под крышей просторной деревянной террасы дегустируют экологические угощения, в закрытом помещении происходит новогодний праздник для ребятишек. Звонкие голоса и веселая музыка кажутся чудом посередине заснеженного голубичного поля и возвышающегося над ним в конце молчаливого леса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Голубика
Голубика
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59