Как Кыргызстан противостоит «цветной революции»
Кыргызстан известен как государство, в котором за последние почти 20 лет власть трижды менялась в результате государственных переворотов. Это произошло в 2005, 2010 и 2020 годах, когда силовым методом отстранялись от власти президенты, а премьер-министры и члены правительства массово привлекались к уголовной ответственности. Складывалось впечатление, что страна стала испытательным полигоном для «цветных революций». Одним из факторов, который способствовал этому, стало засилие в стране большого количества финансируемых из-за границы некоммерческих организаций.
Американцы и иже с ними проявляли и проявляют огромный интерес к Кыргызстану, поскольку до 2014 года прямо в бишкекском аэропорту Манас находилась американская военная база, а крупнейшую золотодобывающую компанию страны «Кумтор», деятельность которой давала пятую часть ВВП страны, контролировал канадский концерн Centerra Holding. Не меньший интерес проявляли к стране различные мусульманские группировки, одна из которых, связанная с именем проповедника Фетхуллаха Гюлена «Хизмет», имела здесь сильные позиции.
Так на фоне американского военного присутствия, иностранного экономического контроля и религиозного влияния, в Кыргызстане в предшествующее десятилетие имела место непрекращающаяся политическая борьба. При этом США, Евросоюз и отчасти Турция пытались максимально ограничить здесь влияние России и Китая.
В 2020 году накануне президентских выборов кандидат Садыр Жапаров, ставший по их итогам президентом, не без оснований выступал с жесткой критикой финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций за их вмешательство в процесс подготовки конституционной реформы.
Придя к власти, новый президент акцентировал внимание своей команды на реализации по-настоящему независимого внутриполитического и внешнеполитического курса, полностью свободного от внешнего вмешательства. Политика Жапарова начала постепенно приносить свои плоды. После предъявления многомиллионного экологического иска и продолжительных судебных тяжб канадский концерн пошел на мировое соглашение и передал свои акции компании «Кумтор» государству, благодаря чему золотодобыча перешла в его руки.
Весной прошлого года в Кыргызстане было запущено общественное обсуждение проекта закона, регулирующего функционирование так называемых иностранных представителей в лице неправительственных и других общественных организаций. В документе, очень напоминающем российское законодательство об иностранных агентах и законы США из этой же области, принятые еще в 1983 году, речь идет об ограничении активности НКО, финансируемых правительствами других государств или иными иностранными фондами.
На днях законопроект был принят в первом чтении парламентом, что сразу же стало причиной шумихи, развязанной западными СМИ с подачи американских высоких чиновников. Госсекретарь США Этони Блинкен открыто пригрозил, что в случае принятия закона в Вашингтоне воздержатся от политической и гуманитарной поддержки Бишкека, а из Брюсселя намекнули на снижение потока инвестиций.
На принимаемый в Кыргызстане законопроект в Вашингтоне и Брюсселе, возможно, в другое время не обратили бы никакого внимания, но госдеп США уже заявил о своей готовности профинансировать в 2025 — 2027 годах целый ряд проектов, направленных «на развитие демократических институтов и гражданского общества». Руководство Кыргызстана поняло, что планируемая поддержка НКО связана по времени с предстоящим электоральным циклом, который начнется в следующем году с местных выборов и закончится в 2027 президентскими. Не надо быть профессиональным политическим аналитиком, чтобы понять, что госдеп замышляет в Кыргызстане очередную «цветную революция». Подобный вывод напрашивается потому, что у Запада нет оснований быть довольным «режимом Жапарова», который дружит с Москвой и Пекином.
Приняв известный закон, руководство и народ Кыргызстана не позволят США и ЕС профинансировать и провести очередную «цветную революцию», способную посеять политический хаос и экономическую неопределенность. Следование собственным внутриполитическим и внешнеполитическим курсом без подсказок внешних кураторов позволит Кыргызстану укрепить свои позиции в регионе и стать не только политически стабильным, но и более предсказуемым как для стратегических партнеров в лице России и Китая, так и для всех участников интеграционных образований, функционирующих на пространстве СНГ.