Меню

Водородный транспорт: белорусские реалии и перспективы

водородная АЗС
Фото: из открытых источников, в качестве иллюстрации

В последние годы человечество активно ищет альтернативные источники энергии для транспортных средств: бензин и дизельное топливо постепенно уступают место электричеству и различным газам, которые более экологически чистые, часто их проще вырабатывать, и стоят они, в определенных случаях, дешевле, чем традиционные, используемые десятилетиями.

Беларусь не отстает от мирового тренда: электрокаров и электробусов на дорогах страны становится все больше, инфраструктура зарядных станций для них растет; также идет внедрение и популяризация нового газомоторного топлива для реального сектора экономики — водорода.

Удобно, но сложно

Принято считать, что история водородных моторов берет начало аж в 1806 году, когда француз Франсуа Исаак де Риваз создал первый агрегат, работающий на газе.

водородная Toyota Mirai в разрезе
Водородная Toyota Mirai в разрезе

С середины прошлого века и до наших дней водород в автомобилях, тракторах, автобусах и грузовиках стал использоваться более активно, начали появляться серийные и доступные к покупке модели машин, самая известная из которых, безусловно, японская Toyota Mirai. Сегодня многие бренды предлагают потребителям (и юридическим лицам, и физическим) транспорт, работающий на H2.

Водород применяется и как источник топлива для обычных ДВС (где он сгорает и генерирует энергию), и для питания электромобилей — в них, проходя через специальные топливные ячейки и после химической реакции с кислородом, он на выходе образует водяной пар и электричество, требующееся для работы электромотора.

Как отмечают специалисты, последний вариант использования водорода — более правильный и удобный. Газом можно быстрее заправить специальные баллоны в машине, чем зарядить аккумуляторы, водородные транспортные средства не боятся морозов, в отличие от авто с привычными батареями.

заправка водородом
Заправка водородом

Но есть и сложности: газ необходимо хранить под большим давление (отсюда — повышенная взрывоопасность), производство топливных ячеек — довольно дорогое удовольствие, а строительство специальных водородных АЗС — сложное дело.

водородная Audi
Водородная Audi

Несмотря на определенные трудности применения H2 в жизни, считается, что за этим газом будущее. На прошедшем на днях заседании комиссии Парламентского собрания Союзного государства в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» заместитель министра энергетики Денис Мороз сообщил, что в нашей стране сегодня насчитывается 28 водородных заправок. «Тренд на увеличение использования газомоторного топлива и замещение традиционных видов топлива достаточно активен. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году доля газомоторного топлива составит порядка 10% общего объема потребления топлива в мире. Беларусь не стоит в стороне от этих трендов и, откровенно говоря, вопросом применения газомоторного топлива занимается достаточно давно, с 1980-х», — рассказал чиновник. 

автобус на водороде
Автобус на водороде

Генеральный директор BKM Holding («Белкоммунмаш») ранее также заявил журналистам, что спрос на H2-технику есть и его компания рассматривает возможность разработки электрической модели, которая будет получать энергию от водородных топливных элементов.

водородная АЗС
Водородная АЗС

Да, водородный транспорт в мире и Беларуси вряд ли станет массовым в ближайшие годы, однако его применение, особенно — в сфере коммерческих перевозок грузов и пассажиров, нельзя недооценивать. А это значит, что водоробусов (водородных электрических автобусов) и легковых авто с баллонами H2 на борту будет становиться больше и у потребителей появится еще более широкий выбор источников энергии для своих машин — жидкое топливо, или же электричество и газ.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59