Стамбул пытается создать «буферную зону» на границе с Сирией. Развяжет ли Турция «курдский узел»?

13 ноября в Стамбуле произошел террористический акт, после чего турецкие власти задержали предполагаемую исполнительницу — гражданку Сирии Ахлам Альбашир, которая состоит в признанной террористической Рабочей партии Курдистана. Несмотря на то, что сама Рабочая партия Курдистана не взяла на себя ответственность за теракт, Турция предприняла авиаудары по территории Сирии и Ирака, где располагаются лагеря курдов.
Несколько последних лет Турция пытается создать «буферную зону» на своей границе с Сирией, чтобы лишить курдские отряды возможности проникать на турецкую территорию, но даже ценой нескольких военных операций сплошную линию безопасности создать так и не удалось.

После теракта, в Анкаре заявили о своей решимости приложить максимум усилий для создания полноценной «буферной зоны», а также нанесения максимального урона курдским Отрядам народной самообороны. При этом президент Турции Эрдоган утверждает, что на этот раз операция против курдских формирований одними только авиаударами не ограничится, и согласовывать свои действия в Сирии с другими государствами, имеющими там свои воинские контингенты, Анкара не будет, подчеркивая, что к этому ее вынудили «недоработки» Вашингтона и Москвы. Американцы, по мнению турецких властей, годами поставляли в районы дислокации курдских Отрядов народной самообороны вооружение и боеприпасы, а Россия не выполнила обязательства, данные Турции в 2019 году, и не проконтролировала отвод курдских сил от турецкой границы.
В сложившейся ситуации Турция решилась на очередную военную операцию «Коготь-меч», когда нанесла авиационные и артиллерийские удары. США отреагировали на ее начало призывами к деэскалации, а Россия заявила накануне начала операции, что всегда выступала «за переговорные решения», тем более, что сегодня, 22 ноября, в Астане начнет работу 19-я Международная встреча по Сирии, в которой участвуют представители России, Турции, Ирана, делегации сирийского правительства и сирийской вооруженной оппозиции.

Нынешняя встреча в Астане способна остановить операцию, если удастся убедить Турцию, как это случилось по итогам работы предыдущей встречи в «астанинском формате», прошедшей в июне.
Ликвидировать курдскую проблему можно навсегда, если предоставить независимость 40-миллионному курдскому народу, составляющему около 20% населения Ирака и Турции и 10-15% — Сирии и Ирана. Но в нынешних условиях речь не идет не только о независимости, но и об автономии. На сегодняшний день на ситуацию с курдами оказывают влияние турецкий и американский факторы. Турецкий состоит в том, что на территории Иракского Курдистана находится несколько тысяч турецких военнослужащих, имеющих задачу предотвращать активность отрядов, связанных с Рабочей партией Курдистана и не подчиняющихся властям Иракского Курдистана в Эрбиле. Впрочем, у Турции здесь есть еще один интерес: в 2017 году в Иракском Курдистане прошел не признанный никем, кроме Израиля, референдум о независимости, что может подать нехороший пример турецким курдам.
Американцы в лице Байдена, бывшего тогда председателя международного комитета Конгресса, вынашивали идею создания независимого Курдистана на территории Сирии и Ирака, но подобное было сопряжено со многими исходящими из самой идеи проблемами, готовыми взорвать регион. Поэтому курды, где бы они не жили, не верят американцам, не отказываясь от американской помощи (той самой, о которой говорят в Турции).

Неуверенность в американцах и «турецкий фактор», постоянно готовый к активности, вынуждают курдов больше доверять России и официальным властям Сирии, которые контактируют между собой, а у россиян налажены контакты как с руководством курдской автономией в Эрбиле и в Сирийском Курдистане, так и с Рабочей партией Курдистана.
Последние обстоятельства, несмотря на то, что есть готовность к диалогу, ведут раз за разом к патовой ситуации на любых переговорах по курдской проблеме. Сирийские власти в Дамаске не заинтересованы в автономии собственных территорий, населенных этническими курдами, хотя это могло бы частично погасить огонь гражданской войны в Сирии, а сама курдская проблема для Турции просто бы исчезла, потому что сирийские курды находились бы уже под влиянием Дамаска. Проблему Иракского Курдистана можно решать только посредством стабилизации ситуации в Ираке, до которой еще очень далеко.
Не лишено смысла и давнее предложение России, адресованное курдам, о передаче контроля над сирийско-турецкой границей властям в Дамаске, но оно не будет актуальным до тех пор, пока сирийским курдам оказывают помощь американцы. Американский фактор, как видим, имеет негативное влияние как на проблему внутрисирийского урегулирования, так на развязку «курдского узла». Одной только Турции с ним не справится, даже если и удастся установить желаемую тридцатикилометровую «буферную зону». Курдская проблема будет всего лишь на некоторое время законсервирована.
Необходим более конструктивный и предметный диалог, начало которому может быть положено в Астане.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем



