Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Истощение запасов — пример наших недостатков» — Боррель о создании вооруженных сил ЕС

«Истощение запасов — пример наших недостатков» — Боррель о создании вооруженных сил ЕС
Фото: eeas.europa.eu, twitter.com и из открытых источников

По количеству задействованных в украинском конфликте военных средств, человеческих жертв и глобальных последствий произошел «тектонический сдвиг» ландшафта европейской безопасности. Столкнувшись с этим кризисом, ЕС предложил политическую, финансовую, гуманитарную и военную поддержку Украине. Об этом сообщается в заявлении Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля.

— Новая среда безопасности демонстрирует, что ЕС должен взять на себя больше ответственности за собственную безопасность. Для этого нам нужны современные и совместимые европейские вооруженные силы, которые смотрят на более высокий уровень спектра, а также стремятся наращивать возможности и силы. Истощение запасов в результате военной поддержки, которую мы оказали Украине, является наиболее очевидным примером наших недостатков. Тем не менее, это идет в дополнение к тем, которые унаследованы от прошлых сокращений бюджета и недофинансирования, — отмечается в его заявлении.

На приведенном рисунке показано, как совокупные расходы на оборону государств-членов ЕС снижались с начала еврокризиса в 2008 г., достигнув минимума в 2014 г. и только сейчас достигли докризисного уровня

В отчете Европейского оборонного агентства (EDA), который был создан в соответствии с Лиссабонским договором для поддержки государств-членов в повышении военного потенциала и определении приоритетов развития, подчеркивается не только большая «дыра» в расходах на оборону, но и постоянное сокращение совместных инвестиций между ее членами.

Данные показывают молчаливый процесс недофинансирования европейских армий.

— Данные показывают молчаливый процесс недофинансирования европейских армий и бюджетных сокращений, вызванных политикой жесткой экономии. Я не обсуждаю здесь актуальность этих сокращений и стоявшие за ними политические решения. Тем не менее, полезно знать, чтобы оценить будущую политику расходов в моменты, когда бюджеты могут снова быть ужесточены, — добавил Боррель.

Также важно отметить отсутствие координации, в контексте которой произошли эти сокращения: в 2020 году только 11% инвестиций были потрачены совместно, что ниже контрольного показателя в 35%, согласованного государствами-членами в рамках EDA. Задача сегодня состоит в том, чтобы лучше координировать процесс увеличения расходов и избегать увеличения дублирования и пробелов.

Проблемы, с которыми сталкивается ЕС

На самом деле у европейских стран есть целый ряд пробелов: когда речь идет об общем военном потенциале, общих инвестициях в оборону, исследованиях и разработках, а также сравнении с военными разработками других стран.

Некоторые ключевые цифры иллюстрируют эти пробелы:

— С 1999 по 2021 год совокупные расходы ЕС на оборону выросли всего на 20% — против 66% у США, 292% у России и 592% у Китая. Конечно, нужно учитывать начальный уровень военных мощностей, но эти цифры показывают совсем другие тенденции.

— В период с 2009 по 2018 год сокращение расходов государств-членов составило совокупное недоинвестирование в оборону в размере около 160 миллиардов евро.

— Если бы все государства-члены потратили 2% своего ВВП на оборону, а 20% были направлены на инвестиции, с 2006 по 2020 год это привело бы к дополнительному выделению примерно 1,1 трлн евро на оборону, из которых около 270 млрд евро пришлось бы на инвестиции.

— Отсутствие сотрудничества между государствами-членами в области обороны оценивается в десятки миллиардов евро в год. Несмотря на увеличение расходов на оборону в Европе в 2020 году, новая нижняя точка составила всего 11% совместных инвестиций, что намного ниже контрольного показателя в 35%.

— В 2020 году совокупные расходы государств-членов на оборонные исследования и технологии (НИОКР) составили всего 2,5 млрд евро, что составляет 1,2% от их общих расходов на оборону, что ниже контрольного показателя в 2%, установленного в качестве обязательного обязательства в рамках Постоянного структурированного сотрудничества.

Все эти цифры иллюстрируют тенденции и недостатки, которые ЕС необходимо устранить.

В последние недели многие государства-члены объявили об увеличении своих расходов на оборону. Однако, крайне важно, чтобы они не только тратили больше, но и лучше вместе, чтобы предотвратить дальнейшую фрагментацию.

«Как всегда, ЕС нужна политическая воля и лидерство»

— Мы создадим совместную Целевую группу для поддержки краткосрочных потребностей в закупках и поощрения стран-членов к совместным закупкам. В рамках этой Целевой группы EDA уже может содействовать таким краткосрочным совместным закупкам, опираясь на свой опыт и знания в этой области. Комиссия также запустит инструмент для укрепления европейского оборонного промышленного потенциала посредством совместных закупок и предложит Регламент европейской программы оборонных инвестиций, — отметил Боррель.

Кроме того, рассматривается возможность укрепления бюджетов Европейского оборонного фонда и военной мобильности через программу Connecting Europe Facility.

— Как всегда, ЕС нужна политическая воля и лидерство, а растущие расходы на оборону дают нам разовую возможность решить некоторые из давних проблем, которые препятствуют оборонным усилиям ЕС, — подытожил председатель Европейского парламента.

Он также заметил, что настало время продвигать вперед европейскую оборону:

— Нам необходимо укрепить европейскую оборонно-промышленную базу и обеспечить наличие необходимого военного потенциала. Чтобы иметь возможность увеличить наш военный потенциал, чтобы защитить себя, сделать НАТО сильнее и лучше поддерживать наших партнеров, когда это необходимо.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем