Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Как жаль, что вы наконец-то уходите»… Оптимистичный реквием по фастфуду

«Как жаль, что вы наконец-то уходите»… Оптимистичный реквием по фастфуду
Фото: открытый источник, носит иллюстративный характер

Вынесенная в заголовок ироничная фраза Жванецкого как нельзя лучше отражает противоречивые чувства, которые вызвала новость об уходе из нашей страны «МакДональдса».

За свежими пищевыми решениями

Кто бы и как ни ругал эти американские забегаловки, но выросло уже не одно поколение наших граждан, для которых они стали привычны, как планетарий в парке Горького. Однако все имеет свое начало и конец. Вот только действительно ли наступила пора окончательно попрощаться с заокеанским фастфудом или нас ждет просто смена вывески?

Все зависит от того, что придет на смену. Новая эпоха, очевидно, требует свежих пищевых решений. Быть может, этим новым могло бы стать хорошо забытое старое, что-то наше, традиционное. В общем, что получится на деле — покажет только время…

Большинство наших сограждан скажет, что желает иметь под рукой сеть общепита, где время от времени можно быстро, недорого и комфортно перекусить. «Да! — скажут многие, — должно быть еще и вкусно!»

Конечно же, вкусно — и точка, разве может быть по-другому? Только вот незадача: где же для всех вас отыскать дешевые натуральные продукты и искусных поваров? В общем, так: хотите массовость и дешевизну — получайте эрзац-продукт с усилителями вкуса. Современная пищевая химия, как говорится, в помощь — американские домохозяйки не дадут соврать.

Все было впервые и вновь

Советские граждане и так не были избалованы суровым отечественным общепитом, а в начале 90-х фактически не стало и его. Оставалось только завистливо глядеть на видеомагнитофоне, как герои голливудских фильмов лихо подъезжают к «МакДональдсу» и — о чудо! — выходят оттуда с большим бумажным пакетом чего-то совершенно невообразимого, да еще и потягивая через трубочку из огромного стакана кока-колу. Откуда узнавали, что именно ее? Так ведь на стакане было написано. Чтобы никто не спутал с газировкой «Буратино». Вот так ненавязчиво, но верно формировалась мечта неискушенного и наивного отечественного обывателя.

И вот наконец свершилось. В ночь на 10 декабря 1996 года в Минске открылись сразу три ресторана «МакДональдс», и Беларусь стала, если не изменяет память, юбилейной, сотой по счету страной, приобщившейся к американскому образу питания. Не сказать, что всем у нас этот рацион в итоге пришелся по вкусу, однако первые недели после открытия публика разве что не брала заведения штурмом.

В Беларуси в шести городах было открыто 25 ресторанов «МакДональдс», которые в отдельные годы обслуживали до 15 млн.

Как это управлялось

До 2002 года белорусская сеть, понемногу разрастаясь, управлялась напрямую материнской компанией прямо из Америки. Когда же сливки были сняты, настал черед договора франшизы. Это когда права на бренд и технологии за плату передаются местному национальному оператору — франчайзи. К 2015 году белорусскую франшизу «МакДональдса» перекупил казахстанский бизнесмен, который и управлял этим бизнесом у нас в стране все последующие годы.

Что происходит сейчас

В связи с санкциями «МакДональдс» принял решение об уходе с российского рынка, а теперь и с белорусского. Вряд ли то было желание самой компании, ее к этому просто вынудили власти США. Возможно, там решили, что наше население без их фастфуда впадет в глубочайшую депрессию.

Однако сами заведения с собой не заберешь, поэтому знаменитому бренду не оставалось ничего иного, как недорого продать всю сеть российскому бизнесмену Александру Говору, который ранее управлял в России сибирской сетью ресторанов «МакДональдс» по договору франшизы.

Впрочем, есть сведения, что договор продажи был заключен с обратным опционом. Это дает основания предположить, что «МакДональдс», прикрыв за собой калитку, ключ от нее все же оставил себе.

Беларусь стала, если не изменяет память, юбилейной, сотой по счету страной, приобщившейся к американскому образу питания.

Как бы то ни было, а новый владелец сети вышел на рынок под брендом «Вкусно — и точка», что мы уже увидели в России, а теперь и в Беларуси. Говорят, ассортимент обновлен. Однако вряд ли что-то кардинально изменится. Это все тот же старый добрый фастфуд, которого вокруг развелось более чем предостаточно.

И питание, и конкуренция должны быть здоровыми

Конечно, мы можем удовлетвориться иностранными сетями быстрого питания. Они будут кормить нас, а мы будем кормить их. Лично я — за здоровую конкуренцию. И хотя с экономией издержек на масштабах тягаться непросто, все же можно было бы попробовать дать продышаться отечественному малому бизнесу. От государства — доброжелательное отношение и хотя бы минимальная поддержка, от предпринимателей — креатив и честность.

Говорят, нельзя в одну реку войти дважды, но мы не гордые, попробовать-то можно. Вдруг кто-то и из наших когда-нибудь дорастет до международных масштабов? Или хотя бы просто накормит белорусов по родным, а не заморским рецептам.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59