«Решили делать это системно». Карпенко об электронном голосовании
В Единый день голосования органы внутренних дел будут приведены в повышенную готовность, а все участки для голосования взяты под охрану соответствующим образом. Об этом рассказал глава ЦИК Игорь Карпенко.
— Это нормальная, мировая практика. Я не знаю ни одной такой страны, в которой органы полиции или милиции не обеспечивали бы безопасность, — подчеркнул Игорь Карпенко.
— Как насчет электронного голосования, возможно ли появление такого способа волеизъявления в Беларуси?
— За два года своей работы в качестве председателя ЦИК я уже посетил много стран, где наблюдал за выборами, референдумами. Мы провели ряд интересных научных конференций, знакомились с передовым опытом и так далее. Сегодня не такое однозначное отношение к цифровизации избирательного процесса. Есть много плюсов, но есть и минусы определенные. И вчера со своими коллегами, председателями ЦИК мы тоже на эту тему подробно разговаривали. Поэтому решили делать это системно, — отметил Игорь Карпенко.
Шаги в направлении цифровизации уже предприняты. Так, ЦИК создал межведомственную рабочую группу, которая разработала проект концепции цифровизации избирательного процесса. Однако эта концепция требует дополнительного обсуждения и соответствующего утверждения. И, разумеется, потребует большего количества людей для осуществления процесса.
— Нужно будет продумывать, какие государственные органы будут ответственны за то или иное направление цифровизации избирательного процесса. И какие необходимо нам здесь принять меры. Если это будет облегчать работу участковой комиссии и давать возможность быстрее получать какие-то образцы документов, уменьшить документы оборотов, статистический оборот, наверное, да. Если это будет наоборот затруднять работу, создавать дополнительные затраты, высокие затраты, и людские, и финансовые и так далее, то есть ли смысл это делать? Надо подумать, — сделал вывод Игорь Карпенко.
Интересно, что идея введения в Беларуси электронного голосования вызвала недоверие как раз-таки у представителей молодежи.
— Я всегда думал, что наша молодежь 100% будет за то, чтобы это ввести. Но как только встреча проходит, сразу ими задается вопрос: «А вы можете гарантировать, что вы обеспечите тайну волеизъявлений при электронном голосовании?» Я говорю: «А что, вас так это смущает?» Они отвечают: «Ну, если наши аккаунты взламывают в социальных сетях, то как вы тут обеспечите безопасность?» Конечно, эта тема серьезная. Кстати, Элла Памфилова мне рассказывала о том, сколько атак осуществляют на мессенджеры и сайты Центра Изберкома Российской Федерации в период проведения электоральных кампаний. Поэтому вопрос этот непростой, он требует системного анализа и системного подхода для того, чтобы его внедрять. Мы не можем экспериментировать в такой ответственный и важный политический момент, как выборы депутатов или выборы президента. Спасибо большое, — заключил Игорь Карпенко.