Аргентинская дилемма. Кого выберет страна, которая пережила девять дефолтов

Октябрь у аргентинцев выдался сложный. Своего нового президента им избрать все еще не удалось. Судьба распорядилась так, что борьба за кресло лидера Аргентины растянется еще на один тур, который состоится в конце ноября. Однако в этой битве сойдутся лишь два фаворита: министр экономики Серхио Масса и депутат Хавьер Милей. Что стоит ожидать от каждого из них в случае победы?
Главная тема, вокруг которой крутятся аргентинские президентские выборы, — борьба с инфляцией. Сейчас она достигла 138% и пока не останавливается. Стоимость национальной валюты «песо» постоянно падает, из-за чего цены на товары только за год выросли больше чем в два раза. К слову, за свою историю Аргентина прославилась как серийный банкрот — страна пережила целых девять дефолтов. При этом эксперты Bloomberg прогнозируют приближение десятого.
Неудивительно, что у каждого кандидата нашлось заявление по главной экономической проблеме. Кто-то предлагал всеми силами стимулировать национальную валюту, другие же считали, что нужно перейти на «что-то новенькое». Но обо всем по порядку.
Всего на место президента Аргентины метили пять кандидатов. Основными считались трое: 51-летний министр экономики Серхио Масса от правящей левоцентристской коалиции «Союз ради родины», 52-летний депутат Хавьер Милей от либертарианской партии «Свобода наступает» и 67-летняя экс-министр безопасности Патрисия Буллрич, которая выдвигалась от крупнейшей оппозиционной коалиции «Вместе за перемены». Последней выйти во второй тур не посчастливилось, поэтому ноябрьская схватка состоится между Массой и Милеем, которые набрали 36% и 30% голосов избирателей соответственно.

Больше всего внимания привлекает к себе ультраправый Хавьер Милей. Его громкие речи и эксцентричная лохматая прическа напомнили местным СМИ об известном политике из другой части Америки — Северной. В итоге за Милеем закрепилось прозвище «мини-Трамп». В случае избрания он собирается провести «беспрецедентную политическую и экономическую реформу»: ликвидировать сразу десять министерств, закрыть Центробанк и — самое основное — перевести Аргентину на доллар.
Что удивительно, именно «мини-Трампу» соцопросы пророчили безоговорочную победу уже в первом туре, однако этого так и не случилось.

Соперник Милея и пока главный фаворит президентской гонки Серхио Масса идею по долларизации аргентинской экономики подвергает жесткой критике, считая, что замена одной валюты на другую — путь в никуда. Это решение сопряжено со многими рисками, в том числе с опасностью попасть «в рабство доллара». Вместо этого Масса хочет сосредоточить все внимание на создании условий для развития родной промышленности и нефтегазового сектора. В теории это должно увеличить поток иностранной валюты в Аргентину и спасти ее экономику.
«Спасительные пути» у Милея и Массы в корне различаются, а значит для аргентинцев крайне важно сделать правильный выбор, ведь шанса на ошибку нет: для второй по величине экономики Южной Америки нынешний уровень инфляции уже стал самым высоким с периода гиперинфляции в начале 1990-х годов. Поэтому аргентинцам на втором туре президентских выборов в ноябре нужно помнить, что время — деньги. В их случае — инфляция.