Цена одна, а вес другой. Как в супермаркетах Германии зашифрована скрытая инфляция
Немецким потребителям приходится ежедневно сталкиваться с тем, что продукты питания резко возросли в цене за последние нескольких месяцев. Все больше и больше крупных ритейлеров тайно сокращают вес поставляемой продукции.
Большинство немцев сразу замечают, что в настоящее время цены в супермаркетах и дискаунтерах растут. Тысячи продуктов резко выросли в цене за последние несколько месяцев, многие даже не один раз. Но сумма, отмеченная на полке, не всегда является решающим фактором.
При увеличении количества артикулов происходит скрытое повышение цен — за счет уменьшения объема и размеров упаковки. Клиенты тогда просто получают меньше содержимого по той же цене. Специалисты называют это явление shrinkflation («шринкфляция»). Термин состоит из английского слова shrink, что означает «усадка» и «инфляция».
Руководство производителя чипсов оправдывается огромным увеличением стоимости затрат. Так, цены на сырье, включая упаковку и логистику, резко подорожали. Кроме того, будут постоянно расти затраты на электроэнергию, что особенно затронет Intersnack как производителя энергоемких жареных и печеных продуктов.
«Для того, чтобы продолжать соответствовать высоким стандартам качества, мы были вынуждены компенсировать увеличение затрат за счет корректировки веса», — говорится в заявлении компании.
Причем пострадали не только чипсы торговой марки Funny-Frisch. Масштабные сокращения общего веса ощутили на себе такие бренды, как Chio (чипсы и лепешки) или Ültje (продукты с орехами).
Также пострадали чипсы Pringles от производителя сухих завтраков и продуктов питания быстрого приготовления Kellogg Company, пищевая компания Lorenz Snack-World с брендами Crunchips и Nicnac’s и транснациональная корпорация Pepsico с Lay’s и Doritos.
Актуальным примером этой «усадки» являются пакеты из-под чипсов марки Funny-Frisch. Немецкая компания по производству закусок Intersnack недавно уменьшила вместимость со 175 до 150 грамм. С другой стороны, большая упаковка теперь содержит только 215 граммов вместо 250, а маленькие упаковки весят 40 граммов вместо 50. То есть это скрытое повышение цен на 17-25%.
Продукты американского пищевого гиганта Mars, который, помимо шоколадных батончиков, также продает макаронные изделия и корма для животных, в настоящее время отсутствуют на полках немецких торговых сетей Rewe и Edeka.
А еще есть публичный спор с Coca-Cola, который даже привел к делистингу (исключение акций компании из оборота на бирже) лидера отрасли Edeka. Rewe, в свою очередь, также занимается выпуском чипов.
Однако случаи с известными брендовыми товарами более эффективны с точки зрения рекламы. За этим методом стоит простая логика: меняя размеры упаковки, розничные продавцы и производители хотят гарантировать, что определенные ценовые пороги не будут нарушены, что в конечном итоге может помешать покупателям приобретать определенные продукты.
В сети супермаркетов Edeka указали на свирепствующий птичий грипп, из-за которого запасы сократились, поэтому все цены, в том числе и на уже расфасованные товары, увеличились вдвое.
В магазинах Баварии также отметили, насколько сложно контролировать рост цен на продовольствие. Там цены на продукты питания также крайне непрозрачны и носят спекулятивный характер.
Все жители ФРГ чувствуют высокую инфляцию в своих кошельках. Товары повседневного спроса также стали очень дорогими в последние месяцы. В целом цены на продукты питания в стране растут значительно быстрее, чем общий уровень инфляции.
В то время как в октябре этот показатель составлял 10,4%, продукты питания подорожали на 20,3% по сравнению с предыдущим годом. С апреля цены на продукты питания не связаны с общим уровнем инфляции, и они также растут здесь быстрее, чем в других странах Европы.
Есть разумные доказательства стремительного роста цен на продукты питания. Фермеры страдают от нехватки или платят гораздо больше за минеральные удобрения, изготовленные из природного газа, чем в предыдущие годы, перекладывая более высокие затраты и более низкие доходы на трейдеров.
Подсолнечное и рапсовое масла поступают в основном из Украины, поставки которой сейчас прекращены из-за боевых действий, что привело к росту цен. Для производства масел также необходимы высококачественные корма для животных, которые животноводам теперь приходится покупать в других местах, а значит, растут цены на мясо, молоко и яйца.
В Германии розничная торговля продуктами питания сосредоточена в руках нескольких крупных гигантов — Edeka, Rewe, Aldi и Schwarz Group, в которую входят Lidl и Kaufland. Все вместе делят 85% продовольственного рынка страны.
Это снижает конкуренцию. Кроме того, потребителям в продовольственном секторе сложнее сравнивать цены — не всегда удобно бегать из одного магазина в другой.
Поэтому защитники прав потребителей уже несколько месяцев требуют расширения полномочий Федерального управления по борьбе с картелями, который должен ежедневно получать конкретные цены от всех продовольственных ритейлеров.
Подобный процесс уже существует на заправочных станциях. Таким образом частные поставщики могут использовать данные, например, для создания приложений с целью сравнения цен.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!