Долги, подставное банкротство — готовится указ, исключающий невыплаты зарплат работникам

В Администрации Президента сегодня обсуждают проект указа о своевременной выплате зарплат. Значит ли это, что неплатежи носят массовый характер и для чего вообще нужен такой нормативный акт, разбирался политолог Андрей Лазуткин.
Казалось бы, если у фирмы нет денег, то какие акты ни принимай (даже на уровне Президента), деньги от этого не появятся, а люди зарплаты не получат. Однако все не так просто.
На практике фирму часто делят на «проблемное» юрлицо — на него скидывают все долги после реорганизации, например, кредиты, и на «хорошую» часть, на которой записаны активы — здания, оборудование и другие фонды. Работники в данном случае будут числиться на «проблемной» фирме, и платить им формально нечего. Наниматель может рассчитываться буквально по копейке за несколько месяцев, и даже если вы пойдете в суд, взять с него будет нечего.
При этом на самом деле деньги есть, просто руководство страхует себя от более крупных долговых обязательств. К примеру, они взяли в банке большой кредит, за который теперь не могут рассчитаться, и чтобы его не гасить, провели серию реорганизаций. Занимаются этим специальные юристы — антикризисные управляющие и ликвидаторы. Схемы с реорганизациями очень популярны в России, и там обычно есть элементы коррупции с банком-кредитором, когда деньги изначально выдаются на сомнительный проект. Но бывают, увы, и случаи мошенничества в Беларуси.

И если белорусский банк может себя в такой ситуации защитить, у него есть юристы и внутренние механизмы выбивания долгов, «черные списки» и другие методы, то обычный работник не то, что не имеет средств обратиться к адвокату, но элементарно не имеет средств на жизнь — если ему не платили 2-3 месяца. Наниматель это понимает и поэтому с работниками рассчитывается в последнюю очередь. По факту, это самые бесправные люди, если, конечно, они не пишут коллективные заявления в прокуратуру. Но не каждый захочет портить отношения с начальником, который обычно кормит «завтраками», что вот скоро всех рассчитаем.
Крупная компания может состоять из 20-30 юрлиц, часто — с подставными директорами, которых никто не знает в лицо
В чем смысл профилактики таких ситуаций? Государство видит такие организации — например, что там перестали выплачивать обязательные платежи с зарплат, например, в ФСЗН. Но что дальше делать с таким сигналом? Присылать прокурорскую проверку? К сожалению, эти меры ничего не гарантируют работникам. Тем более, крупная компания может состоять из 20-30 юрлиц, часто — с подставными директорами, которых никто не знает в лицо, и даже с подставными работниками — в качестве таких часто берут ИП, на которых скидывают подряды, а потом по факту платят уменьшенные налоги с их зарплат. Таких схем огромное количество, и простой работник о них просто не знает.

В итоге доходит до ситуаций, когда люди коллективно обращаются к Президенту. И здесь надо понимать, что это не те случаи, когда денег реально нет — когда люди это видят, они ведут себя иначе. Проблема в другом — когда они понимают, что деньги есть, и чувствуют несправедливость — вот тогда они обращаются к Главе государства. И на практике деньги быстро находятся.
Госпредприятия же имеют проблемы другого характера. Как правило, они касаются расчетов — то есть потенциально деньги есть, но контрагент, например, в России, долго не может рассчитаться за продукцию. Выбивать деньги в России очень сложно, и поэтому часто нужна помощь государственных структур. Бывают и нерасчеты между белорусскими предприятиями, которые собраны в один холдинг, и где есть более слабые и более сильные субъекты. В этом случае оборотные средства или кредиты могут «вешать» на более сильную фирму, чтобы сохранить на плаву более слабую. То есть ресурсы, опять же, есть, но простому человеку не всегда понятно, куда они исчезли с вроде бы успешного предприятия.
То есть регулировать эту сферу очень сложно, и такого рода проблемы являются не правовыми, а управленческими, когда фирму могут специально довести до ложного банкротства, чтобы не рассчитываться по обязательствам. Конечно, можно решать проблемы в ручном режиме, но в республике примерно 120 000 юрлиц, и каждому Администрация Президента или облисполком не могут уделить должное внимание. Это уже не говоря о том, что многие такого внимания всячески избегают, потому что используют те или иные схемы занижения налоговой базы.
Многие банально находятся в тени, и свои проблемы, если они появляются, предпочитают не демонстрировать
Это приводит к тому, что вроде бы стабильная ситуация может очень резко стать плохой, просто потому что проблемы вдруг вышли из тени.
О том, как эти движения внутри частного сектора видеть заранее (и в принципе — видеть), сегодня и идет спор в высоких кабинетах. Выплата зарплат — это основа социальной стабильности. В противном случае человеку становится непонятно, зачем ему нужно такое государство, которое не защищает его права и не помогает поставить на место нанимателя, если он не прав.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем


