Меню
Голас Любаншчыны

BKM Holding – первое в СНГ предприятие, которое наладило серийное производство электробусов

трамвай с низкой посадкой
Фото: Вячеслав Цуранов

Экологичные, эргономичные, современные электробусы, троллейбусы и трамваи определяют облик белорусских и российских городов.

Сегодня это мировой тренд в сфере транспорта – отказаться от двигателя внутреннего сгорания и перейти на электродвигатель. О том, как предприятию, известному в Беларуси под именем BKM Holding (ранее – «Белкоммунмаш»), на протяжении десятков лет удается удерживать лидерские позиции среди производителей наземного городского электрического транспорта на всем постсоветском пространстве, наша беседа с его генеральным директором Тарасом Мурогом.

Ставка на свое

Генеральный директор Тарас Мурог

– Тарас Андреевич, на ваш профессиональный взгляд, чем электробусы BKM Holding отличаются от аналогов, которые предлагают рынку ваши конкуренты?

– Нас отличает полный цикл производства. Мы располагаем собственной конструкторской базой, своими уникальными разработками в сфере силовой электроники и электрооборудования, хорошими возможностями по выпуску базовых машинокомплектов, а еще гарантируем надежный сервис и сопровождение в ходе всего жизненного цикла изделия. Такой симбиоз на протяжении многих лет приносит отличные результаты. Многие производители идут по пути применения комплектующих, изготовленных аутсорсинговыми компаниями, мы же взяли курс на локализацию, то есть практически все элементы, особенно критически важные, проектируем и производим самостоятельно. Это дает нам своего рода независимость от внешних вызовов недружественных стран, позволяет справиться с последствиями санкций Евросоюза. Сварить кузов, произвести рулевое управление несложно – важнее и сложнее разработать и успешно внедрить интеллектуальную составляющую машин и механизмов, заложить программу их функционирования. Тем не менее нам это удалось, чем мы очень гордимся. Троллейбус или трамвай – это не просто транспортное средство на колесах, произошла его эволюция: он получил современную электронную начинку. Так, например, предусмотрены системы помощи водителю, установлены различные датчики, есть системы учета пассажиропотока и другие опции. Наш большой конкурентный плюс в том, что производство большинства электротехнических блоков – собственное. Летом 2023 года в Сочи был презентован электробус, 80% комплектующих которого – разработки предприятий Союзного государства.

Мы сами проектируем электрический транспорт, начиная от кузова и до микропроцессорной начинки, поэтому не только не отстаем от конкурентов, но и стремимся быть на полшага впереди.

Электробус Е433 «Витовт» в Минске

Конечно, мы ощущаем конкуренцию на этом рынке. Холдинг активно участвует в конкурсах на поставку, и сегодня порядка 70% от всего объема производимой техники направляется в регионы России. К счастью, в братском государстве существует несколько федеральных и муниципальных программ по внедрению электротранспорта в городах, и тот факт, что практически на весь 2024 год у нас сформирован портфель заказов говорит о том, что с конкуренцией мы успешно справляемся: наш транспорт ценят за качество, надежность, разумную стоимость, удобство в эксплуатации. А сильная конструкторская школа и конструкторская база позволяют нам вносить изменения, управлять процессами в сторону улучшения своей деятельности.

Для себя и братьев-россиян

– Какое число электробусов используется в Беларуси и сколько направлено за пределы страны за те 7 лет, в течение которых предприятие производит данный вид транспорта?

– Всего за историю предприятия произведено 114 электробусов, 96 из них курсируют по городам Беларуси. Только в столице эксплуатируется 89 электробусов (это очень высокий показатель!). Безусловно, обновление парков пассажирской техники Минска и других городов Беларуси – приоритетное для нас направление. В соответствии с государственной программой по развитию электротранспорта до 2025 года доля электробусов на улицах городов будет увеличена до 30%. Для реализации госпрограммы создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт», в который помимо «Белкоммунмаша» вошли БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. Планомерно обновляются троллейбусные и трамвайные парки – по мере того как на эти цели в бюджете выделяются средства.

– Основной партнер холдинга за пределами страны – Российская Федерация?

– Да, сегодня из общего объема экспорта 96% приходится на регионы братского государства. Ранее мы активно сотрудничали с рядом европейских государств. В целом география поставок транспорта холдинга составляет 87 городов в 15 странах. Самая дальняя точка, куда мы уже отправляли наш транспорт, это Аргентина. В 2020–2023 годах холдинг поставлял свою продукцию в Болгарию, Боснию и Герцеговину, Украину, Молдову, Казахстан.

Установка лир

Санкционный период заставил переориентировать рынки сбыта, без ущерба для качества поменять компонентную базу. В вопросах закупки комплектующих мы переориентировались на отечественные предприятия, а также Россию и Китай, это было сопряжено с определенными сложностями, но мы это сделали с минимальными потерями и в оптимальные сроки. 

– Какой вид транспорта, производимого вами, сегодня особенно востребован?

– Большой популярностью у заказчиков пользуется наш троллейбус с увеличенным автономным ходом. Это своего рода гибрид троллейбуса и электробуса. Оснащенный электрической батареей, он может проехать без проводов от 20 до 50 км. Также данный вид электротранспорта не требует определенной зарядки, он заряжается от контактной сети во время движения: пока машина соединена с проводами, батарея заряжается и впоследствии позволяет двигаться автономно. Такой транспорт высоко оценили эксплуатационные организации. Мы, как производители, отработали выпуск разных модификаций подобного вида транспорта.

В последние годы более востребованными становятся наши электробусы. Обусловлено это во многом внедрением различных экологических программ в городах Беларуси и России.

Трамваи не сдают своих позиций, будучи экологичным видом транспорта.  Программы по развитию трамвайных парков различных городов России предусматривают закупку этого вида техники, мы активно участвуем в тендерах на поставку и успешно сотрудничаем в данной сфере.

Востребованность техники предприятия связана с активизацией в российских регионах федеральных и муниципальных программ по обновлению общественного транспорта и выделением на эти цели средств из бюджетов.

От Сочи до Красноярска

– В нынешнем году с какими регионами Российской Федерации вы сотрудничали наиболее активно?

– В 2023 году выполнены наши контрактные обязательства на поставку 97 троллейбусов в Санкт-Петербург. Завершена поставка 60 троллейбусов в Краснодар. 10 новых низкопольных трамваев приобрел Барнаул. В Мурманск отправились 15 троллейбусов. В ноябре этого года завершается контракт на поставку 50 троллейбусов в Екатеринбург. И до конца года 11 троллейбусов получит Красноярск, 12 трамваев – Самара. Другие контракты перетекают на 2024 год, но мы уверены, что в оговоренные сроки нам удастся выполнить все договоренности. Как видите, объемы производства у предприятия существенные. С учетом уже подписанных контрактов мы четко понимаем, что будем загружены под 100-процентные мощности весь следующий год, даже есть планы на 2025-й. Работы намечается много и это очень радует: для коллектива это в прямом смысле время возможностей. В наступающем году основной объем поставок вновь придется на регионы Российской Федерации. Мы продолжим производить и поставлять трамваи в Краснодар и Нижний Новгород, электробусы в Сочи, троллейбусы – для Новосибирска и Санкт-Петербурга. К слову, сейчас мы готовимся к тендеру на поставку электробусов для Северной столицы.

Белорусские города не останутся без нового транспорта в будущем году. Так, поставка 15 электробусов будет осуществлена в Шклов Могилевской области, прорабатываются планы по поставке 10 трамвайных вагонов в Мозырь Гомельской области и двух электробусов в Микашевичи Брестской области. На очереди – обновление трамвайного парка Витебска. Радует тот факт, что и регионы Беларуси активно оснащаются электротранспортом. 

– Уверена, что белорусские электробусы востребованы не только в Беларуси и России…

– Это правда, мы ведем переговоры по организации тесного плодотворного сотрудничества с рядом африканских государств, нашими возможностями заинтересовалось Королевство Монако.

В 2023 году предприятие продолжает работу по наращиванию экспорта на традиционных рынках (в первую очередь в странах СНГ) и по выходу на новые рынки стран дальней дуги в Азии, на Ближний Восток и Латинскую Америку. В тех странах, где акценты с использования в различных сферах жизни классических углеводородов смещаются на электрическую энергетику, мы находим свои рынки.

Вместе проще и выгоднее

– Какими последними разработками холдинга вы особенно гордитесь?

– Наши конструкторы работают над созданием опытного образца трехсекционного низкопольного трамвая, который отличается комфортным передвижением для малоподвижных категорий граждан и мам с колясками. Снаружи эта модель выполнена в современном дизайне, а внутри предусмотрен отличный функционал для пассажиров и водителя.

Из последних разработок – низкопольный троллейбус с автономным ходом до 20 км, который подзаряжается в процессе движения на линии. Его штанги убираются автоматически, а не вручную. Сочлененные электробусы с запасом хода до 250 км с ночной зарядкой также найдут своего заказчика.

Троллейбус 32100D «Ольгерд» в Екатеринбурге

BKM Holding развивает промышленный туризм. Для того чтобы попасть на экскурсию в цеха предприятия, на сайте компании HOLDINGBKM.COM следует заполнить и отправить заявку, которую можно найти в разделе «Медиацентр – Промышленный туризм». Для получения дополнительной информации звоните по телефону +375 (17) 311-18-65.

 В прошлом году предприятие презентовало первый электрогрузовик Vitovt Truck Electro Prime грузоподъемностью 7800 кг, его максимальная скорость – 90 км/ч, время зарядки – около 90 минут при использовании двух зарядных розеток CCS Combo 2.

Весной электрогрузовик был передан одной из торговых сетей для опытной эксплуатации. Несколько месяцев Vitovt Truck Electro Prime доставлял товары от логистического центра до гипермаркетов и за это время накатал более 12 тыс. км. В целом испытания прошли успешно. Машина хорошо себя зарекомендовала как с точки зрения технической эксплуатации, так и более экономичного использования (километр на ней обходится в 1,6 раза дешевле, чем на дизельном авто). В ближайшее время Vitovt отправится на опытную эксплуатацию в Россию.

Также гордимся разработками наших модулей зарядных станций. Менее года назад в Минске начал работу первый в странах СНГ супербыстрый зарядный комплекс. Его составляющие: место для зарядки электромобилей со станциями нового типа, пост для зарядки электробусов, система накопления, модуль динамического распределения мощности и магазин автономной торговли. Все оборудование данного комплекса разработано и изготовлено BKM Holding.

Батареи производства BKM Holding

Что касается других перспективных разработок, то совместно с российскими коллегами в ближайшие годы планируем развивать водородную тематику, ведь это поможет, не завися от батарей, увеличить автономный ход транспорта и максимально реализовать пожелания заказчиков.

«Белкоммунмаш» – первое предприятие в странах СНГ, которое наладило серийное производство электробусов, а Минск стал первой столицей на постсоветском пространстве, где был организован регулярный электробусный маршрут.

– Что вы можете сказать об организации совместного производства по сборке вашей техники в регионах России?

– BKM Holding уже открыл три белорусско-российских производства. Старейшее из них – «БКМ Сибирь» в Новосибирске – работает уже пять лет и занимается модернизацией трамвайных вагонов. Почти в каждом крупном российском городе есть трамвайный парк, вагоны эксплуатируются порой очень долго. Не всегда городской бюджет может позволить себе закупку новых трамваев, выгодное решение – предприятия по модернизации. Старый вагон демонтируют, утилизируется кузов, а ходовая часть – моторные тележки – направляется прямо в депо. Производится модернизация своими силами, устанавливается новый двигатель. Вагон для такой тележки разрабатывают и изготавливают на нашем предприятии в Минске.

Сварка каркаса кузова

Троллейбусы совместного производства компании ООО «Белрус» и BKM Holding собирают в Красноярске. В 2022 году выпущена первая единица. Корпус троллейбуса привезли из Беларуси, а сборку и запуск осуществили красноярские специалисты компании «Белрус».

В 2022-м создано совместное предприятие ООО «СП «Нижэкотранс» в Ворсме, где для Нижнего Новгорода собирают не только трамваи, но и электробусы.

– Насколько техника холдинга оценена эксплуатационными службами?

– Потребительские свойства нашей техники оцениваются достаточно высоко. Наша цель – соответствие электрического транспорта по цене и качеству. Можно выпустить премиум-технику, но продать ее на рынке общественного транспорта будет невозможно. 

Отмечу, что мы работаем в тесной связи с нашими заказчиками. Так, предприятия, эксплуатирующие изготовленный нами транспорт, всегда могут обратиться за консультацией. Сервисная служба быстро отзывается на все запросы и предложения.

Стоит также сказать, что каждый заказ уникален. Практически все наши проекты особые, оригинальные, ведь мы не выпускаем технику серийного производства. Под каждый контракт отдельно разрабатывается конструкторская документация, меняется техническая составляющая. Все требования заказчиков нами прорабатываются. К их пожеланиям и предложениям мы очень внимательны, что и объясняет высокую востребованность нашей техники.   

Монтаж блоков электрооборудования

– Тарас Андреевич, на мой взгляд, реализация таких масштабных задач, которая стоит перед холдингом, под силу лишь крепкому коллективу…

– Совершенно верно! Сегодня я с гордостью могу говорить о том, что мне выпала честь работать с командой настоящих профессионалов и единомышленников. Наше предприятие работает в трехсменном режиме без выходных, все члены трудового коллектива понимают высокий спрос нашей продукции, осознают, что наступило «золотое время» и нужно умело им воспользоваться. Я искренне благодарен нашему коллективу за сплоченность, понимание общих целей и желание двигаться только вперед. Не буду выделять отдельные цеха или направления работы, скажу лишь, что для достижения целей действуем как единый слаженный механизм, все наши успехи сегодня – результат усилий всех и каждого. Здесь налажено тесное взаимодействие между руководящим составом, ИТР и рабочими, все слушают и слышат друг друга.  И это очень важно и ценно! 

Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»

220070, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Переходная, 64Б-2

Тел.: +375 (17) 311-17-57

info@belcommunmash.by

УНП 100205408

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59