Отмена грантов, фальсификации и давление: Молдова теряет поддержку Запада, утратив свой суверенитет

Государственный департамент США отменил программу, направленную на продвижение винодельческой и туристической отраслей Молдовы. Цена вопроса для США — 6 миллионов долларов. Криптоинвесторы, чтобы попасть на ужин к Трампу, заплатили по 1,7 миллиона долларов, но для Молдовы это был чувствительный удар — и не столько в плане денег, сколько из-за утраты репутации. Вашингтон вычеркивает Молдову из списка стран, с которыми США готовы обсуждать инвестиционные проекты, и, вероятно, это связано с ролью официального Кишинева в фальсификации президентских выборов Румынии.
В апреле этого года США уже свернули гранты на программу «Расширение редакционной устойчивости и вовлеченности» в Молдове с бюджетом 14,6 миллиона долларов, а в конце февраля отменили финансовую поддержку для всех молдавских СМИ в размере 32 миллионов долларов. Гранты для Молдовы, по мнению США, теперь должны выделять страны ЕС, если власти страны следуют заветам фон дер Ляйен.
Белый дом пока не комментировал последние выборы в Румынии — они молча сделали для себя выводы. США наблюдают за тем, как правящая партия в обход законов уже начала свою агитационную кампанию, в то время как другим партиям этого делать нельзя. Спикер парламента Игорь Гросу успел на партийном митинге, который транслировался на всю страну, пообещать, что если на парламентских выборах осенью этого года победит PAS, Молдова в последующие четыре года вступит в ЕС и будет идти «вперёд, к развитию». Что это, как не предвыборная агитация?
Наверное, только Центризбирком Молдовы не увидел в этом нарушения закона о выборах. Не говоря уже о том, что на большинстве рекламных билбордов в стране размещена агитация за правящую партию. Все относятся с пониманием к тому, что после того, как президенту Майе Санду удалось сохранить власть только благодаря манипуляциям на зарубежных участках, её правящая партия без нарушения закона уже не сможет сохранить большинство в парламенте. Даже создать коалицию с кем-то будет очень сложно, поскольку все политические силы объединяются в борьбе с деспотией правящей партии.
В Молдове с благословения Еврокомиссии наступила тоталитарная демократия: закрывают без решения суда неугодные СМИ, спецслужбы задерживают политических оппонентов. Лидер автономной Гагаузии находится под следствием по надуманному обвинению, которое власти даже не передают в суд. Доказательств ее вины у прокуратуры нет. Задача всех судебных процессов против оппозиции — не допустить ее участия в парламентских выборах. Потому что сфабрикованное дело развалится сразу в суде, но лучше, если это произойдет уже после выборов.
Стоит заметить, что не все суды на стороне действующей власти: сегодня они признают необоснованными штрафы, выписанные полицией за так называемую «электоральную коррупцию». У молдавских силовиков нет доказательств того, что тем, кому они выписали штрафы, переводились хоть какие-либо деньги из указанного банка, тем более что речь шла об оплате за участие в голосовании. «Доказательством» они назвали смс-сообщения неизвестного содержания, которые людям приходили на телефонные номера от банка, но это мог быть и обычный спам. Штрафы выписывались на основе биллинга мобильных операторов.
Майя Санду очень опрометчиво решила, что все молдавские суды находятся под её контролем, включая Конституционный суд. Когда она подала иск в суд на односельчанку, которая публично заявила, что дедушка президента во время войны служил фашистам, она даже не ожидала, что районный суд встанет на сторону закона, а не ее оскорбленного самолюбия. Адвокат женщины, с которой судится Санду, затребовал психиатрическую экспертизу президента, и суд не может отказать в этом по процессуальным нормам. Придётся пройти обследование у психиатра.
Вообще непонятно, зачем Санду подала иск против своей бывшей односельчанки. Иметь в родословной пару фашистов, наоборот, сегодня считается модным трендом у современных европейских элит, с которыми она поддерживает дружеские отношения. Потомственная русофобия считается одним из признаков «породы» — это могло бы помочь ей после отставки претендовать на должность комиссара в Еврокомиссии. Но, возможно, власти Кишинева еще не готовы полностью соответствовать евростандартам. По мнению посла Российской Федерации в Республике Молдова Олега Озерова, их русофобия инициирована извне: «То есть это такие требования к Молдове со стороны западных партнеров, что если вы не будете жестко себя вести с Россией, то дорога в Евросоюз вам будет заказана». Дружить предложено не с кем-то, а против кого-то.
Перед президентом диаспоры (так называют Майю Санду граждане её страны) стоит задача удержать власть любой ценой. В Молдове, хоть и есть президент, парламентская форма правления: без правительства её власть станет ритуальной — как у президента Грузии, где полномочий почти нет, а церемониала много. Но очень сложно убедить народ голосовать снова за партию, которая неоднократно обманывала его и привела страну к значительным проблемам в экономике: ВВП не растёт, экспорт показывает рекордный спад, а миллиардная европейская помощь разворовывается по карманам и почти не влияет на повседневную жизнь большинства людей.
Премьер-министр Дорин Речан считает самым очевидным решением открыть больше избирательных участков для «правильной» диаспоры за границей и лишить права голоса в стране тех, кто не голосовал за Санду на президентских выборах. Он заявил, что не будут открыты участки для избирателей, проживающих на левом берегу Днестра. В данный момент Приднестровье юридически считается территорией Молдовы, там проживает 362 тысячи граждан с паспортом Республики Молдова. По отношению к двум с половиной миллионам граждан, проживающих в стране, это значительная доля избирателей, лишать их права голоса нельзя.

В правящей партии кричат о российской угрозе, на борьбу с которой пытаются мобилизовать всё проевропейское сообщество. Видимо, якобы случайно министерством информации была «слита» новость о том, что ключи к сайту правительства продают хакеры в даркнете, чтобы усилить страхи. Но главная угроза правящей партии исходит не от России, а от проевропейских сил. На президентских выборах им удалось устранить ненужных кандидатов из своего лагеря, но на парламентских за голоса сторонников интеграции в ЕС будут бороться сразу несколько партий и блоков.
Самая серьезная угроза для рейтинга правящей PAS исходит от возглавляемого мэром столицы блока «Альтернатива». Майя Санду удержалась в кресле президента в том числе благодаря тому, что в Кишиневе набрала значительно больше голосов, чем ее оппонент.

Видимо, поэтому власти пытаются подставить муниципальный совет Кишинева, обвинив его в том, что он не смог утвердить свой бюджет на 2025 год. Понятно, что оппозиционная партия социалистов не поддержала проект городских властей, но вот партия президента просто саботировала голосование. Фракция социалистов готова проголосовать за бюджет только при условии включения в него поправок ПСРМ, которые обеспечат социальную поддержку кишиневцам. А PAS не нужно, чтобы бюджет был принят и городские власти получили больше независимости от правительства.
Парламентские выборы пройдут под флагом борьбы за европейские ценности между правительством и столичными властями. Возможно, не без европейской и американской поддержки. Если Майю Санду принимают в Брюсселе, то мэр Кишинева часто посещает американское посольство — у него больше шансов наладить отношения с США, в которых Молдова сегодня остро нуждается. Многие эксперты считают, что партия столичного градоначальника MAN является американским проектом.

Скорее всего, к выборам снова не будет допущен блок «Победа», выступающий за восстановление отношений с Россией. Кандидат от этого блока был снят с выборов решением ЦИК, где у правящей партии сегодня большинство. Если бы могли, они отменили бы всех кандидатов, но кого-то придётся допустить. Поэтому за голоса противников евроинтеграции Молдовы, скорее всего, будут бороться социалисты и коммунисты. Низка вероятность того, что экс-президенты Игорь Додон и Владимир Воронин снова пойдут одним блоком после того, как между ними «пробежала черная кошка» в лице экс-кандидата в президенты Стояногло. Следует отметить, что тот уже покинул левый лагерь и присоединился к блоку «Альтернатива» вместе с теми, кто агитировал на референдуме «За». Таким вот ненадежным оказался временный соратник левых сил — бывший генеральный прокурор из команды Майи Санду.
Молдова ничего особо ценного не может предложить на экспорт и сильно зависит от финансовой помощи извне. Именно по этой причине, вероятнее всего, Молдову в ЕС так никогда и не возьмут — потому что с нее взять нечего. Румыния, возможно, присоединила бы к себе территорию, но там возникают дипломатические сложности — с Венгрией. По итогам Второй мировой войны Румыния получила от Венгрии значительные территории за признание Молдавской ССР по договору, подписанному Иосифом Сталиным. Если Румыния присоединит к себе Молдову, отказавшись от её суверенитета, Венгрия может потребовать вернуть отнятое у нее по этому договору.
Молдова могла бы развиваться, только сохраняя многовекторность своей политики и суверенитет. Попав в зависимость от Брюсселя, страна обрекла себя на роль отсталой колонии. Им необходимо сейчас срочно вернуть хотя бы лояльность США — но уже не с этим правительством. С вассалами Еврокомиссии Белый дом не будет иметь никаких дел, даже если это по мелочи.
Рекомендуем


