Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Европа — не бензиновая: литр топлива на польских заправках подорожал, как нигде в ЕС

Европа — не бензиновая: литр топлива на польских заправках подорожал, как нигде в ЕС
Фото: 300gospodarka.pl, twitter.com и из открытых источников

С момента военных действий на Украине цены на бензин в Польше выросли больше всего среди всех стран Евросоюза. Так, с начала украинского конфликта бензин в Польше уже увеличился более чем на 35 процентов. Цены на дизель выросли чуть меньше. Подробности сообщает местная служба экономических новостей 300Gospodarka.

Таковы выводы данных, включенных в еженедельный обзор цен на топливо в Европейском союзе, публикуемый Европейской комиссией. Это показывает, что баланс последствий кризиса для польских потребителей является самым неблагоприятным из всех наблюдаемых стран ЕС. Цены на бензин на станциях в Польше за три месяца конфликта выросли почти на 35,6 процента.

Анализируемые данные охватывают период с третьей недели февраля (т.е. непосредственно перед началом российской военной спецоперацией на Донбассе) по третью неделю мая.

Они показывают, что по темпам роста цен на бензин Польша не имеет себе равных в ЕС: в Чехии, второй по величине стране в рейтинге, цены на топливо в то время выросли на 23,1%.

Цены на топливо выросли везде, но больше всего в Польше.  

Из 26 стран, данные которых Европейская комиссия публикует в своем бюллетене, ни в одной из них не наблюдалось снижения цен на бензин, но в некоторых странах рост в несколько раз ниже, чем в Польше, как показано на графике ниже.

Венгрия была лучшей до сих пор. Но это, вероятно, результат введения лимита цен на топливо, которое правительство Будапешта приняло в ноябре прошлого года. Ограничение составляет 480 форинтов за литр бензина, а максимальная цена является брутто, поэтому розничные продавцы не могут обойти его, взимая какие-либо дополнительные сборы или комиссии.

Польша также является лидером по темпам роста цен на дизельное топливо. Но здесь различия между польским рынком и рынком других стран не столь очевидны.

Цена литра дизельного топлива на польских заправочных станциях во время конфликта выросла на 32 процента. Для сравнения, в Латвии рост цен составил 30%, а в Румынии – 28%.

Стоит отметить, что текущий уровень цен на дизельное топливо в Польше ниже, чем во время паники, возникшей на рынке вскоре после начала военной спецоперации РФ на востоке Украины. Скорость роста цен была еще выше.

Бензин в Польше дешевый?

Цены, которые сравнивает издание, включают налоги и указаны в национальных валютах. Это важно, потому что ослабление злотого, безусловно, играет существенную роль в формировании розничных цен на топливо, переработанное из импортной нефти.

Заместитель министра государственных активов Мацей Малецкий недавно объяснил в Сейме, что обменный курс злотого повлиял на розничную цену на станции, а не только на цену барреля нефти на мировых рынках:

Сырьем, используемым в работе НПЗ, также является газ, который ведь тоже подорожал. Его цена увеличилась в несколько раз. И это причины самых высоких цен на топливо в истории.

Замминистра привел еще один аргумент, часто приводимый в дискуссиях о ценах на топливо. По его словам, бензин в Польше, несмотря на большой рост цен, по-прежнему недорогой по сравнению с другими европейскими рынками.

Это действительно так? ЕС также сравнивает цены в евро, что позволяет сравнивать номинальные уровни цен между странами. И на самом деле при таком подходе бензин в Польше относительно дешевый по сравнению с другими европейскими странами.

Цена на бензин в пересчете на евро в Польше является четвертой самой низкой в ​​ЕС. Дешевле только в Венгрии, Словении и Болгарии.

Но можно посмотреть на цены еще с одной точки зрения, а именно покупательной способности доходов потребителей. Другими словами, можно сравнить, сколько бензина может купить среднестатистический поляк на свою зарплату.

Каков результат этого? По этому методу польский бензин уже не такой дешевый. На этом графике это показано:

На среднюю зарплату поляк может купить намного меньше бензина, чем, например, немец, француз или испанец. Но больше, чем португалец, грек, болгарин или румын.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем