«Кто весел — тот смеется, кто хочет — тот добьется»
Может, кто-то помнит слова из этой задорной песни советских времен авторства Василия Лебедева-Кумача? Послушаешь их, простой мотив и, действительно, ноги сами бегут, а настрой такой, что хочется свернуть горы.
«А ведь все это спроецировали на себя футболисты «Торпедо-БелАЗа», — подумалось мне в тот момент, когда смотрел финальную игру Кубка Беларуси. Они победили, в первую очередь, потому что «горели» на поле и хотели творить историю. Ведь недаром, по сути, ответил этими же словами главной тренер жодинской команды Дмитрий Молош, когда его спросили: «Получше вам все-таки, чем сопернику, удалось подготовиться к игре с точки зрения физического, функционального состояния?». «Что касается какой-то подготовки, поймите простую вещь: в финальных турнирах соревнований ментальность, дух команды, характер — вот это все выходит на первый план. Можно многое рисовать себе в голове — лучше готов или хуже, — но есть конкретный день и конкретный матч, соперник, работа под давлением… Здесь очень много нюансов», — подвел он итог. Это то, чего как раз не хватило соперникам из БАТЭ. И в чем признался их наставник Кирилл Альшевский: «Реально ребята «пустые» с точки зрения эмоций. Считаю, что в первую очередь именно это не позволило нам прибавить. Да, мы владели мячом, инициативой, создавали те или иные моменты, но все равно такой энергетики не было».
Эмоции в спорте — едва ли главенствующая вещь. Это я хорошо знаю по своей дочери, которая, правильно настроившись, могла победить изначально более сильную соперницу. И, наоборот, проигрывала тем, кто уступал ей в классе. Потому что психологически была не готова к игре.
В свое время я много поездил по стране с ФК «Молодечно» и научился определять, как ребята проведут очередной матч. Если стук бутс футболистов, идущих из подтрибунного помещения, был громким, пружинистым, значит, они готовы на 100 процентов. Приглушенный говорил о том, что парни находятся не в лучшей форме. Как правило, ощущение не подводило.
Я не знаю, так ли происходит в «Торпедо-БелАЗе» или есть иные приметы, но, когда команды появились на разминке, а затем вышли на поле непосредственно перед матчем, ощутил громадную энергетику, идущую от жодинцев. Плюс колоссальную помощь оказали им их болельщики, которые были с ними единым целым. Как тонко улавливали они малейшие колебания в игре: когда надо, тут же гнали парней вперед. Добиться такого могут только команды, которые любят. У «Торпедо-БелАЗ» и болельщиков это чувство взаимное. Ведь к кому в первую очередь побежали игроки? К тем, кто вместе с ними переживал и боролся по-своему на трибунах. Мой знакомый из Жодино, который возвращался домой на специально заказанной клубом электрички, утром следующего дня делился впечатлениями: «Это было круто, ни с чем несравнимое зрелище. Люди пели, танцевали, кричали, радовались, словно дети! Завтра на работу, об этом никто не думал. Настроение у людей было такое, что им дай хоть 24/7 отработать, они бы не устали. Вот что победа с нами делает!». В Жодино действительно праздник, и, уверен, тамошний люд долгие годы будет вспоминать этот успех…
Молош смог создать за совсем небольшой срок прекрасную команду, хотя далеко не все начиналось радужно: были порою трудно объяснимые поражения, неожиданные уходы футболистов. В какой-то момент (так мне говорили знакомые с клубными делами люди) он даже подумывал уйти, но в итоге все срослось, потому что и тренер, и футболисты желали только одного: вернуть команду в то время, когда она завоевала бронзовые награды и двигаться выше.
А прошедший Кубок страны, помните, как начинался для будущих обладателей. Нет? Молош рассказал про это: «У нас команда только начинала строиться, и в той игре могло быть все, что угодно. Большая часть стадиона болела за «Жодино-Южное». Я тогда внутренне улыбался… Затем была долгая интересная дорога. Ну и, конечно, финал, это отдельная история. Играли с очень титулованной командой, здесь все могло повернуться куда угодно. Я счастлив, что мы сегодня сделали историю».
Да, это так, жодинцы сделали историю. И по-доброму отнеслись к проигравшему сопернику, на что способны только очень добрые люди. «Одна команда выиграла, вторая ей уступила. Лучше или хуже… В этом вопросе неуважение к сопернику. Для меня БАТЭ — это больше, чем клуб. Наверное, все это знают. Поэтому не хочу ничего здесь говорить, а хочу пожелать команде и тренерскому штабу успехов», — сказал Молош.
И, знаете, мне кажется, он строит нынешнее «Торпедо-БелАЗ» по образу и подобию того БАТЭ, который называли «семьей». Это не преувеличение или возвеличивание выигравших. Вчитайтесь в эти слова наставника, и вы поймете, что про «семью» не пустой звук: «Сразу давайте отвечу на вопрос про премиальные. Мне эта тема не очень нравится. Честно, не слышал, чтобы в Европе задавали об этом вопросы: а где у вас премиальные? На сегодня, честь и хвала моим футболистам — никто не подходил и не спрашивал. До матча с капитаном команды я переговорил, сказал, что пообщаюсь с руководством. Донес это до них. Эта игра, наверное, показала, что мы не за деньги играли. Никто не знал и до сих пор не знают — да и я не знаю, что нам там положено, дадут ли вообще что-то. И на самом деле, мы играли ради трофея».