Требования США и реалии НАТО: почему 5% ВВП на оборону могут остаться мечтой

После того как большинство государств-членов НАТО смогли выделять на нужды обороны 2% от ВВП, Дональд Трамп, став президентом, потребовал от своих союзников 5%, что было, как и предполагалось, отклонено последними, хотя они сами и осознают свою несостоятельность в вопросах собственной обороны: их вооруженные силы недостаточно сильны, да и арсеналы существенно опустошила Украина.
Генсек альянса Марк Рютте согласился, что расходы на оборону нужно увеличивать хотя бы до 3,7% от ВВП. Официально новая цифра может быть утверждена на саммите альянса, который состоится в июне в Гааге. Решение должно быть принято единогласно, т.е. всеми без исключения 32-мя государствами, входящими в НАТО.
Даже если решение будет принято, претворить его в жизнь будет очень не простой задачей, поскольку многие национальные правительства не обладают достаточными бюджетами, отягощенными займами. Деньги хронически необходимы на другие нужды, потому что игнорирование их породит политическую нестабильность, которая уже характерна для Франции и Германии.

Президент Франции Эммануэль Макрон потерял большинство в парламенте в результате непродуманного эмоционального политического действа, связанного с досрочными выборами законодательного органа. Это не позволило французам принять бюджет на наступивший год. Макрон со своим военным ведомством планировали увеличить расходы на оборону почти на три миллиарда евро, но отсутствие бюджета пока не позволяет реализовать эту инициативу.
Даже если бюджет каким-либо чудом удастся принять, в нем не останется места для военных расходов, поскольку все политические силы, представленные во французском парламенте, не считают эту проблему приоритетной и к компромиссу с правительством явно не готовы, стремясь как можно быстрее в случае чего отправить его в отставку. Лидеры фракций больше озабочены своей собственной политической судьбой, а не военным бюджетом.
К тому же государственный долг достиг 120% ВВП, что вдвое превышает «потолок» долга, установленного Евросоюзом. Если к этому присовокупить возросшие расходы на оборону, то народ этого точно не поймет.

Великобритания и без того имеет один из крупнейших в Европе военных бюджетов, который достиг 2,3% ВВП или около 82 млрд долларов. Правительство поддерживается большинством в Палате общин, поэтому может творить с бюджетом все что угодно. Этому совершенно не мешает предвыборное обещание премьер-министра Кира Стармера, заявившего, что он сократит государственный долг и не будет повышать налоги, но премьер также сказал, что в приоритетных областях, которой является оборона, расходы останутся на прежнем уровне.
В это же время британский государственный долг находится на своем пике за последние шесть десятков лет, что означает очень слабую платформу для маневра с военными расходами. Тем не менее британский премьер два месяца назад сообщил генсеку НАТО, что уже весной 2025 года военные расходы страны будут увеличены до 2,5% ВВП, что еще далеко до озвученной Рютте цифры в 3,7%.
Военный бюджет ФРГ составляет 2,12% от ВВП, что меньше, чем у остальных их союзников по НАТО. Стремление увеличить ассигнования на военные нужды привело к тому, что правительство Олафа Шольца пало. Новое правительство Германии, кто бы его не сформировал, также наткнется на закрепленное в федеральной конституции правило, известное как «долговой тормоз».
Тем не менее министерство обороны ФРГ опубликовало планы масштабных финансовых вливаний, призванных усилить бундесвер, но они так и остались на бумаге. Сами рядовые немецкие избиратели, которые придут 23 февраля на избирательные участки, не считают нужды обороны своей страны приоритетом, их волнуют совершенно другие проблемы.

Как видим, в самых агрессивных (по их риторике) европейских государствах НАТО на нужды обороны денег нет и не предвидится. Поэтому, не лишним было бы задуматься, стоит ли готовиться к войне и тратить в угоду американцам свои пока еще только материальные ресурсы? Не выгоднее ли и дешевле просто взять и нормализовать отношения с Россией и ее союзниками Беларусью и Китаем, что будет реальной гарантией безопасности в Европе? Жаль, что нынешнее поколение европейских политиков на это неспособно.
Рекомендуем



