Кто еще будет участвовать в предстоящих выборах в Конгресс США, кроме демократов и республиканцев
8 ноября в США пройдут выборы в Конгресс, в результате которых, как ожидается, представители республиканской партии получат большинство депутатских и сенаторских мандатов, а демократы, естественно, окажутся в меньшинстве. С середины ХІХ века и по сей день президентами страны становятся также представители только двух названных партий.
А как обстоит дело с другими политическими партиями в США, и почему они на протяжении нескольких последних десятилетий не представлены в Конгрессе?
Действительно, представителей третьей партии не было в американском Конгрессе более пятидесяти лет, потому что большинство небольших по численности партий предпочитают сосредотачиваться на своих узких программных целях, что не позволяет собрать их кандидатам достаточного количества голосов, чтобы они попали в высший законодательный орган.
Вполне вероятно, что именно поэтому программное требование таких партий — введение в США пропорциональной избирательной системы вместо существующей мажоритарной, ибо кандидаты от «третьих» партий не могут собрать большинства голосов ни в одном из избирательных округов.
Разумеется, что наиболее популярные представители этих партий, имеющие шансы получить больше симпатий со стороны избирателей, покидают свои «родные» партии и примыкают к республиканцам и демократам.
Среди «третьих» партий в Америке самой «живучей» оказалась «Партия запрета», выступающая за полный запрет алкоголя и выдвигающая своего кандидата в президенты с 1872 года. Частично своих программных целей партия достигла в 1920-1933 годах, в период действия «сухого закона», но в конце «великой депрессии» власти страны решили вернуть электорату крепкую выпивку. Популярность «Партии запрета» пошла на спад.
На последних президентских выборах 2020 года за кандидата «третьей» партии (либертарианку Джо Джоргенсен и «зеленого» Хауи Хокинса) проголосовали около двух миллионов человек, что чуть меньше 2% голосов от общей численности избирателей. Казалось бы, это мало. Но, когда голоса между республиканским и демократическим кандидатами в каждом штате распределяются практически поровну, эти 2% играют решающую роль для двух основных партий.
В этом году в США появилась еще одна политическая партия «Вперед», одним из основателей которой стал бизнесмен Эндрю Янг, в 2020 году проигравший номинацию кандидата в президенты от демократов, а в следующем году потерпевший поражение на выборах мэра Нью-Йорка. Также в партии числится бывшая губернатор штата Нью-Джерси Кристин Тодд Уитман, ранее состоявшая в республиканской партии и критикующая Дональда Трампа.
Оба политика считают, что избирательная система США изжила себя в виду того, что доказывать свою победу на выборах республиканцам и демократам нужно в суде, а изменить положение могут открытые предварительные выборы и рейтинговое голосование, где кандидаты должны конкурировать между собой, выступая перед всеми избирателями, а не только перед сторонниками своих партий. Рейтинговая система должна предполагать ранжирование кандидатов по количеству их сторонников. Это значит, что избиратель сам расставляет кандидатов от партий в списке, а побеждает тот, кто набирает 50% плюс один голос, находясь на первом месте списка. В случае, если ни один «первый номер» не имеет такого количества голосов, то кандидаты отсеиваются до тех пор, пока один из них не наберет 50% плюс один голос. Так долго, по словам лидеров новой партии «Вперед», зато справедливо.
Изменение избирательной системы позволит дать толчок развитию американской демократии и положит конец господству популяризированной со времен Гражданской войны двухпартийной системы. Возможно, на такие изменения уйдет не одно десятилетие, но от реальной избирательной борьбы выиграет все американское общество. Так считают Эндрю Янг и Кристин Тодд Уитман, лидеры новой «третьей» партии США, разочаровавшиеся в своих бывших «больших» партиях.
Всего же в США в настоящее время около четырех десятков партий, представляющих широкий политический спектр, от крайне правых (Американская нацистская партия, Американская партия свободы, Американская фалангистская партия, Национал-социалистическое движение) до крайне левых (Всемирная рабочая партия, Коммунистическая партия США, Свободная социалистическая партия, Новый союз), а также национальные меньшинства (Социалистическая партия африканского народа).
В новом составе американского конгресса представителей «третьих» партий, несмотря на их количественное большинство, точно не будет. Виной всему — мажоритарная система, узкие программные цели «третьих» партий и такая же узкая их социальная база.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!