Меню

Кто рвет кабель? Тайны Балтийского дна и современное пиратство

Кто рвет кабель? Тайны Балтийского дна и современное пиратство
Фото: Getty Images

С момента вступления Финляндии в НАТО в Прибалтике политики стали призывать сделать Балтийское море «натовским». Логика в их заявлениях почти всегда отсутствует, а вот мотив один всегда — позлить Россию. «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» Порой даже кажется, что это основная цель их деклараций о независимости.

Хоть идея карликовых государств не была никем поддержана, совсем от идеи владеть морем там не отказывались. Тем более, на глазах торговые караваны танкеров ходят мимо их портов на погрузку и разгрузку в российскую Усть-Лугу. Литва, Латвия и Эстония имели ранее приличный доход с транзита российских и белорусских грузов через свою территорию и порты, но вследствие их неразумной политики санкций лишились этой прибыли.

России пришлось модернизировать свои порты, увеличивая их пропускную способность для себя и Беларуси. Пережить, что деньги идут мимо их кармана, многим в Таллине, Риге и Вильнюсе очень сложно. Как в средние века английская монархия посылала свои корветы грабить «испанские галеоны», такой возможности у Прибалтики нет — флота нет, да и к пиратскому промыслу отношение сверхдержав очень строгое. Сомалийские пираты, например, попытались брать выкуп за захваченные суда — получили по береговой линии.

Нужно было искать предлог, чтобы как-то мотивировать свои претензии брать пошлину с чужих торговых караванов, когда они даже не заходят в их территориальные воды. В январе 2023 г. МИД Эстонии попытался расширить свои морские границы в пределах до 24 миль от исходной (береговой) линии, якобы с целью «обеспечения безопасности, защиты окружающей среды», чтобы сомкнуться с финскими территориальными водами, но им и в этом отказали. Это стало бы нарушением соглашения между Эстонией и Финляндией от 1994 года, ограничивающего свои морские границы в Финском заливе таким образом, чтобы оставить свободную для прохода зону для России шириной в 6 миль, по 3 мили от срединной линии залива в каждую сторону.

В этом фарватере как раз и ходят морские караваны в российский порт и из него. Тогда Финляндия не согласилась отказаться от договора о свободной зоне, не имея намерения лишний раз провоцировать большого соседа на конфликт, несмотря на то что уже готовилась к членству в НАТО. Но диверсия на «Северных потоках» и особенно ее «расследование», чтобы не выйти на себя, похоже, подсказали прибалтам иной план действий.

Вспомнили про кабели на дне морском. Точнее, подсказку на них дали хуситы или кто-то, кто попытался обвинить йеменских хуситов в диверсии против мирового интернета в начале 2024 г. Факт в том, что первый кем-то поврежденный подводный коммуникационный кабель, лежал на дне Красного моря. Так и не выяснили, кем, но после этого началась целая история разрушения коммуникаций на Балтике. До этого они лежали тихо на дне и никому не мешали.

В ноябре 2024 года опять же «кто-то» оборвал телекоммуникационный кабель C-Lion1 между Финляндией и Германией и кабель между Швецией и Литвой. Тогда местные власти заподозрили в произошедшем китайский сухогруз Yi Peng 3. Но предъявить Китаю не рискнули, дальше заявлений не пошли.

И это очевидно побудило весь торговый флот «рвать провода»? В начале декабря оборвали линию связи между Финляндией и Швецией, но на сей раз повреждение интернет-кабеля было обнаружено на суше, и, возможно, корабли тут ни при чем, хотя кусок кабеля нашли в прибрежных водах. А уже 25 декабря танкер «Eagle S», ходящий под флагом Островов Кука, снова якобы повредил электрокабель Estlink 2 и четыре кабеля связи в Финском заливе. Финская полиция заявила, что обнаружила на дне Финского залива след от волочения якоря длиной в десятки километров.

Это, видимо, новый способ судоходства — со спущенным якорем? Якорь у судна нужен для того, чтобы удержать его на месте. Волны не сдвинут танкер с места, если он стоит на якоре, а двигатели просто будут гонять воду, создавая вокруг течение, но чтобы плыть по поверхности, корабль должен отпустить дно.

Фото: Postimees

Удивительный момент еще в том, что после задержания финские власти все же отпустили танкер не доказав обвинения, но груз с него, пока он находился под арестом, пропал. Председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев в интервью «Российской газете» указал: «Захват же на Балтике под надуманным предлогом Eagle S иначе как актом современного пиратства вообще назвать сложно».

И вот 26 января прокуратура Швеции сообщает, что арестовано судно по подозрению в причастности уже к обрыву линии между Швецией и Латвией. Что и когда оборвали, и какое судно, в заявлении не уточняется, но из других источников стало известно, что шведская береговая охрана задержала болгарское судно, об этом сообщил владелец судна.

Прибалтике стало еще более завидно смотреть, как старшие товарищи по НАТО на другом берегу без них мародерят мировой торговый флот. У самих пока не хватает смелости, да и ресурсов захватывать чужие корабли и загонять в свой порт.

На прошлой неделе в НАТО заявили, что альянс развернет фрегаты, патрульные самолеты и беспилотники в Балтийском море после серии инцидентов — повреждения якорями силовых и коммуникационных кабелей.

Понятно, что из 4000 судов, которые ежедневно пересекают поверхность Балтики, Литве, Эстонии и Латвии ничего не достанется, так как суда обходят их порты, а хочется, чтобы с ними тоже поделились добычей. Министр обороны Эстонии Певкур, помимо патрулирования, предложил ввести налог на морские перевозки по Балтийскому морю, в надежде что их будут делить на всех «пострадавших». У них большой опыт быть «пострадавшими».

С судоходных компаний он предлагает взимать плату за пользование Балтийским морем, которое стало одним из самых оживленных судоходных маршрутов в мире, чтобы покрыть высокие расходы на защиту подводных кабелей. Телекоммуникационные кабели, линии электропередачи и газопроводы в мелководной Балтике, по его словам, стали особенно уязвимыми из-за интенсивного движения по ней.

Фото: AFP

К Певкуру есть лишь два вопроса. С каких это пор Балтика стала мелководной, если во время Великой Отечественной войны подводные лодки из Ленинграда выходили атаковать фашистский флот даже в Северном море, и нацисты с этим ничего не могли сделать? Им хватало глубины, чтобы незаметно пройти мимо противолодочных эсминцев, а уровень мирового океана, как мы знаем, все время лишь поднимается.

Второй вопрос чисто риторический: почему еще год назад подводные коммуникации никогда не мешали судоходству, а за последний квартал прошлого года и первый месяц этого уже четыре инцидента? Капитаны пьяные ходят, вместо паруса — под спущенным якорем?

Не знаю, отчего там рвутся кабели и рвутся ли они вообще. Сбой интернета в целой стране может быть и погромным, но не доказывает технического поражения коммуникаций. А с учетом того, как велось расследование диверсии на «Северных потоках», заявлениям береговой охраны нельзя верить. И то, что на арестованном судне с Острова Кука выпотрошили трюмы, указывает на совершенно иной мотив задержания. Какое отношение к делу имел груз?

Существуют легенды, будто бы на дне Балтийского моря скрывается янтарный город. Так объясняют детям, почему шторм выбрасывает на побережье этот камень. Вырастая, они понимают, что янтарный город — сказка, но не оставляют надежд разбогатеть, отыскав «золотое» дно.

Похоже, что теперь они его теперь нашли, а кабель — только повод обложить налогом караваны. Не удивлюсь, конечно, если кто-то специально повреждает провода, но это точно делают не капитаны — им то с этого нет проку, только лишние проблемы с риском утратить корабль и груз. В любом суде, чтобы доказать чью-то вину, судья от следователя требует мотив. Без установления мотива состав преступления остается недоказанным, хоть могут быть и косвенные улики.

Ну, это так, дедукция за гранью понимания современных европейских политических элит — странно, что еще не обвиняют Россию в стремлении закрыть судоходство в свой порт. Хотя тогда мотив подставы станет слишком очевидным.

Павел Карназыцкий

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59