Директора как капитаны: с командой, курсом и победами. Кто стоит у штурвала школы
В материале – рассказываем о директорах школ Минщины, чей опыт и педагогическая судьба заслуживают особого внимания.
Продолжательница династии
Зоя Маляр проработала директором средней школой №4 г. Несвижа 18 лет. Уходила на заслуженный отдых спокойно, с легкой душой. Ведь многое, что ей хотелось сделать для детей, для коллектива, удалось реализовать.
Педагогику Зоя Николаевна выбрала не случайно: эту стезю выбрали многие ее родственники. Прадед работал учителем еще при пане, в церковно-приходской школе. Дядя тоже был педагогом, погиб во время войны. Сестра уже училась в педвузе, когда Зоя Маляр стала задумываться о выборе профессии учителя.
Получив диплом преподавателя биологии и химии, Зоя Николаевна начала трудовую деятельность на Червенщине. Сначала работала учителем начальных классов, затем преподавала биологию.
В Несвиж переехала с семьей в 1991 году. Все больше приобретала опыта в педагогической сфере: была замом директора по воспитательной работе, заведующей методическим кабинетом, замом по учебной части. А в 2004-м Зою Николаевну назначили директором.
– Когда я стала директором, был пик переоценки общечеловеческих ценностей. Повсюду – реклама пива. Чувствовалось влияние улицы… С детьми было очень сложно. Мы решили создать школу адаптивного типа, школу для всех. Алгоритм работы педагогов стал таким: понять, принять ученика и помочь ему. Это принятие ученика всей душой благотворно сказалось на самих детях, – признается Зоя Маляр.
Одно из существенных достижений Зои Николаевны на посту директора – возрождение серьезной воспитательной деятельности в школьных стенах.
– Я стремилась создавать такие условия для работы педагогов, чтобы воспитательное воздействие ребята получали крупные дозами, в том числе через клубную деятельность. И это дало результаты: влияние улицы стало меньше сказываться на детях.
В стиле этно
Более 30 лет, с 1 сентября 1988-го по 15 августа 2022 года, Лариса Пухнач возглавляла Голынковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Клецкого района.
Благодаря ей с 2004 года в учебном заведении активно развивался социально-педагогический проект «Этнопедагогика», предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
– Мы начали развивать этот проект, потому что к этнографии и фольклору ближе всего дети сельской местности, наши дети, – говорит директор. – Это связано с тем, что здесь у детей есть бабушки, другие родственники – люди, более близкие к фольклору. Кроме всего прочего, мы работаем в особых условиях, ведь у нас в одном здании располагаются сельский клуб, библиотека и школа. Наши многие учителя участвовали в народной самодеятельности, пели, танцевали. Затем стали привлекать учеников. Мы шили костюмы, головные уборы, участвовали в народных праздниках. Создали даже музейную экспозицию. Конечно, я чувствую важность всего того, что удалось сделать. Мы стараемся, чтобы дети взаимодействовали с общественностью, бережно относились к своим корням, чтобы этим интересовалось и окружение ребят.
У талантливого педагога немало достижений. В 2015 году Лариса Пухнач была удостоена областного и республиканского дипломов на XVI республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта за разработку военно-спортивной игры «Соколы».
– В 1942-м на Клетчине развернулось партизанское движение под руководством Кирилла Орловского. Отряд назвали «Соколы» – в феврале 1943 года он вступил в бой. Тогда было уничтожено много высокопоставленных фашистов. В честь этого отряда мы и назвали нашу военно-спортивную игру, – рассказала педагог.
Лариса Пухнач отмечена грамотами Министерства образования, отдела образования Клецкого райисполкома, Минского облисполкома и другими наградами.
Вернулся к давней мечте
Сергей Лукашевич не один десяток лет занимал руководящие должности в системе профессионального образования. Был проректором РИПО, 10 лет возглавлял 63-е училище, затем в течение 9 лет руководил Новопольским государственным аграрно-экономическим колледжем.
Начинал Сергей Владимирович свой трудовой путь мастером производственного обучения. Всю жизнь работает в системе профессионального образования: в училищах, техникумах. Является отличником образования, хотя когда-то считал, что будет военным.
– Математику у нас вела заслуженный учитель Республики Беларусь, – вспоминает Сергей Лукашевич. – Я очень хорошо знал предмет и не мог удержаться от того, чтобы в ходе ее объяснения не вставить какую-нибудь реплику. Помню, как однажды в 9-м классе учительница (а она была очень строгой) мне сказала: «Посмотришь, ты будешь педагогом!» Я это воспринял как оскорбление. Но так жизнь сложилась, что я действительно стал педагогом.
Сергей Владимирович, занимая руководящие должности, успешно со всем справлялся, добивался значительных результатов. Но самой весомой он считает победу на 1-м чемпионате World Skills. Тогда учащийся его колледжа стал серебряным призером.
Теперь, как ни удивительно, Сергей Лукашевич отчасти вернулся к своей давней мечте. В настоящее время он является руководителем по военно-патриотическому воспитанию.
– Я очень рад, что мы повернулись к патриотическому воспитанию молодежи, – считает педагог. – Были значительные упущения в этой области. А ведь воспитание патриотизма, любви к Родине и уважения к государственным символам – это очень важно.
Всегда быть примером
Мир педагогики – особый, одновременно и сложный, и интересный, наполненный постоянными открытиями и стремлением к самосовершенствованию. И об этом не понаслышке знает Любовь Войтик. В том, что ее призвание – педагогика, она никогда не сомневалась. Школа для нее – это не просто работа, а образ жизни.
О своих коллегах и учениках Любовь Войтик говорит с особыми теплотой и заботой. С 16 сентября 1987-го по 11 августа 2022 года она возглавляла Лесновскую среднюю школу. Ее профессионализм, целеустремленность, современные методы и подходы в руководстве приносили свои плоды. Подтверждение тому – многочисленные победы коллектива в республиканском экологическом форуме, республиканских, областных конкурсах на лучшее школьное лесничество, республиканских смотрах-конкурсах проектов по благоустройству и озеленению территорий.
В любом коллективе важная роль отводится руководителю. Именно под его началом определяются приоритетные задачи учреждения образования, его настоящее и будущее. С 2003 по 2008 годы учреждение было удостоено почетной грамоты райисполкома за достижение высоких показателей в развитии образования и других высоких наград за развитие волонтерской деятельности и духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа.
Самыми высокими наградами была отмечена и сама Любовь Войтик. Среди таких – нагрудный знак Министерства образования «Выдатнік адукацыі».
Но самая лучшая награда для представителей педагогической сферы – это, конечно, успехи учеников. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, но ему нужно помочь раскрыть свои способности. Но сделать это может лишь тот педагог, кто действительно любит свое дело, является авторитетом среди коллег и учеников. Не зря говорят, что в жизни каждого важно встретить своего учителя, который поддержит, направит на правильный путь.
Эстафету — молодым
Виктор Шумский признается: еще будучи в школе, он знал, что станет педагогом. Планировал, правда, заниматься физической подготовкой ребят, но в итоге посвятил себя физике.
– В 1978 году закончил Минский педагогический институт имени М. Горького по специальности «учитель физики». Два года работал в родном Вилейском районе, потом судьба забросила меня на Стародорожчину, в среднюю школу №3. Долгое время преподавал ребятам физику и астрономию. А в 2014 году мне предложили возглавить это учреждение образования.
Директором средней школы №3 в Старых Дорогах Виктор Станиславович проработал 18 лет! Под его руководством коллектив учреждения образования и ребята сумели многого добиться.
– Все мои успехи и достижения были связаны с родной третьей школой! – говорит Виктор Шумский. – Всякий раз не мог скрыть эмоций, когда приходили результаты республиканских олимпиад по биологии, белорусскому языку и литературе и я узнавал, что наши ребята занимали хорошие места. Конечно, это в первую очередь их заслуга, но не менее важна и роль учителя – проводника в мир знаний и умений. Старался также приобщить ребята к научно-исследовательской деятельности.
Гордится Виктор Шумский и своими коллегами-педагогами:
– Наш педколлектив как одна семья неравнодушных людей. Это не просто слова. Я всегда считал, что по-настоящему хороший учитель – это учитель от Бога. Он должен быть всесторонне развитым, эрудированным, чутким. Понимать особенности каждого ребенка, искать к нему подход. Миссия педагога – наполнять знаниями, но не лишать школьников индивидуальности и не запрещать иметь личное мнение. А когда в учреждении образования работает такая команда профессионалов, есть и результат.
Здесь Виктор Станиславович не преувеличивает: выпускники средней школы №3 Старых Дорог уже несколько лет подряд получают 100-балльные сертификаты по ЦТ. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. При Викторе Шумском был создан районный военно-патриотический клуб «Патриот».
К слову, сегодня, 31 августа Виктор Станиславович «заканчивает» свою третью школу. Это его последний день в должности директора.
– В одном учреждении образования проработал 40 лет! Всю жизнь был рядом с детьми. Они мне много писали писем – кто куда поступил, с какой профессией связал свою жизнь. С 1997-го по 2007-й около 190 выпускников поступило в военные учреждения страны, чем тоже горжусь. Конечно, жалко уходить. Но, кто знает, может, через год вернусь в школу учителем!
Безусловно, заслуги Виктора Шумского не могли остаться незамеченными. Он удостоен нагрудного знака «Отличник образования», за свою педагогическую деятельность был награжден почетными грамотами и отмечен благодарностями Стародорожского райисполкома, Минского облисполкома и Министерства образования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!