Меню

МИГи в обмен на санкции: что происходило в белорусско-сербских отношениях

Сербия не входит в Евросоюз, поэтому не участвовала в разработке санкций и тем более не обязана их исполнять. Тем не менее, после 2020 года правительство Вучича уже дважды поддерживало санкции ЕС по Беларуси.

Сразу после посадки самолета Ryanair Сербия присоединилась к запрету на полеты белорусских авиакомпаний над воздушным пространством ЕС, хотя месяцем ранее Беларусь передала Сербии в дар четыре истребителя МИГ-29 и провела совместные военные учения в России. Стоимость одного такого МИГа — порядка 20 миллионов долларов, так что подарок был оценен, мягко говоря, слабо.

Год спустя Сербия присоединилась и к санкциям, введенным Евросоюзом против Беларуси после начала специальной военной операции. Это так называемый «пятый пакет» санкций, который был направлен в основном против финансовой системы и банков.

Сам Вучич по этому поводу заявил, что Сербия исполняет режим санкций против Беларуси лишь частично. «Было около 25 деклараций, с девятью мы согласны, с 16 — нет», — сообщил Вучич журналистам.

Александр Вучич

Очевидно, что Сербия в белорусском вопросе действует по инициативе Еврокомиссии. С началом СВО глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель неоднократно заявлял о необходимости присоединения Сербии к санкциям против России, если страна планирует вступить в Европейский союз. Тем самым Сербию, фактически, шантажируют, принимая каждый новый пакет.

Примерно так же ЕС поступает и с остальным Балканским регионом — к решению Совета ЕС 2022/579 от 8 апреля по санкциям в отношении Беларуси присоединились такие гиганты экономики, как Албания, Черногория, Северная Македония и Босния и Герцеговина.

То есть, фактически все страны бывшей Югославии, даже те из них, кто в ЕС и НАТО не входит, сегодня в той или иной мере поддерживают санкции против Беларуси. При этом Александр Лукашенко посещал Сербию в 1999 во время боевых действий и блокады Белграда, а также в 2009, 2014 и 2019 годах — это, так сказать, их общая благодарность.

Надо сказать, что последний визит в Сербию был наиболее оптимистичным, тогда Вучич подготовил нашему Президенту торжественную встречу, приветствовал на русском языке и многократно благодарил за приезд и поддержку во время бомбардировок НАТО. На тот момент белорусские специалисты участвовали в строительстве газопровода «Турецкий поток» на участке Болгария — Сербия — Венгрия. Это позволило на несколько лет обеспечить положительное внешнее сальдо во внешней торговле между двумя странами, общий оборот торговли в последние годы достигал почти 200 миллионов долларов, а сербским бизнесом были начаты крупные инвестиционные проекты в Минске.

В данный момент, даже несмотря на санкции против нашего финансового сектора, Сербия является единственной страной в Европе, с которой у нас действует договор о свободной торговле и безвизовый режим. В Сербии применяются наши карьерные самосвалы, коммунальная и пожарная техника, тракторы, работает несколько сборочных производств, а также продается продукция ключевых предприятий, которые с 2020 года попали под европейские санкции — МТЗ, МАЗа, Гомсельмаша, Могилевхимволокно, Белорусской калийной компании, БМЗ, Нафтана, Белшины.

История ничему не учит

В 1999 году Югославская война была, фактически, первой, которую транслировали в прямом эфире. Поэтому во всех бывших советских республиках она оставила совершенно чудовищные впечатления. Сегодня к событиям 1990-х годов сербы относятся как к страшному сну, о котором напоминают развалины Министерства обороны и телецентра в Белграде. Их не стали восстанавливать и специально оставили для туристов в сгоревшем виде.

Однако у обычных сербов сегодня совершенно другие проблемы, связанные с поиском нормальной работы в ЕС, которой в Сербии не хватает. Большинство поддерживало курс на вступление в Евросоюз, хотя на фоне отсутствия каких-либо сдвигов постепенно к нему охладевает.

В целом же население Сербии от политики далеко, хотя этнические проблемы в бывшей Югославии никуда не делились, и теперь связаны уже с разрывом доходов разных этнических групп и наличием в них укорененной оргпреступности. Впрочем, отношение к России остается достаточно теплым, а на Донбассе в 2014 году даже действовал небольшой русско-сербский отряд.

Тем не менее, у властей открытая поддержка Донбасса понимания не находила, а президент Сербии Александр Вучич на тот момент заявлял, что воюющие на востоке Украины сербы — «на 99% боевики-наемники», получающие от 2100 до 6500 долларов за бой».

В 2018 сербский командир Братислав Живкович был задержан сербской полицией по подозрению в организации участия граждан Сербии в войне на территории другой страны. Тем не менее, наказание было очень мягким — из 28 сербов, впоследствии осужденных за участие в конфликте на Украине, 26 были приговорены к условному наказанию, а многие просто получили гражданство ЛНР и ДНР и остались.

То есть, нынешнее сербское правительство, как отметил Александр Лукашенко, действительно пытается сидеть на всех стульях сразу, балансировать между интересами России, США, Евросоюза и местных националистов. Что из этого получится — большой вопрос. На дворе новая холодная война, которая требует блоковой дисциплины и полного определения своей позиции. И пока, к сожалению, Сербия пытается сохранять отношения с Западом, жертвуя более мелкой картой — Минском, опираясь при этом на российскую поддержку. Для Беларуси такая ситуация не выглядит ни последовательной, ни порядочной, поэтому Президент крайне скептично оценил новые проблемы в Косово и сказал, что если и будем помогать — то только сербскому народу.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59