Меню

У Си и Лукашенко прошла семейная встреча — а Трамп сирота

У Си и Лукашенко прошла семейная встреча — а Трамп сирота
Фото: president.gov.by и из открытых источников

Информации о визите Александра Лукашенко в Китай немного, потому что банковский и промышленный сектор, который работает с Беларусью, рискует попасть под вторичные санкции США.

Деньги любят тишину, хотя, казалось бы, ну и что — еще вчера Трамп обещал 150% пошлин против КНР, и все тарелки давно побиты. Но на самом деле американо-китайские отношения имеют приливы и отливы, и сейчас как раз наступила стабилизация. Руководство Китая проявляет железную выдержку и стрелять себе в ногу, в отличие от ЕС, не хочет. Так что с Трампом лишний раз ссориться не будут, но и своего не упустят.

Это если говорить об экономике, где две крупнейшие страны проникают друг в друга и имеют общие капиталы в промышленности. А вот в политике и гуманитарной сфере ситуация сильно хуже — например, прямо сейчас началась «чистка» китайских студентов в американских университетах (Трамп призвал ужесточить выдачу студенческих виз), а во внешней политике Рубио начал угрожать, что США готовы переключиться на Тихоокеанский регион.

Поэтому фон для визита белорусского президента был весьма хорош — Трамп с командой снова показал себя отморозками, ЕС — слабаками и одновременно провокаторами — разжигателями войны. А еще сыграла роль победа Кароля Навроцкого в Польше. Повелитель падших женщин и футбольный хулиган, а ныне — высшее должностное лицо ранее ездил к Трампу и избирался как «трампист». А значит, как и Анджей Дуда, он не сможет найти к Китаю подход, чтобы влиять на белорусскую власть.

Мало кто знает, но поляки очень активно ябедничали в Пекин на Лукашенко, обвиняя нас и в миграционном кризисе, и в желании развязать войну, и в нападках на оппозицию. На все это Китай просто промолчал, и даже провел с белорусами небольшие учения возле польской границы, так сказать, в назидание.

Потому что польские президенты приходят и уходят, а белорусское партнерство с Китаем — стратегическое, всепогодное и длится более 30 лет. Это означает, что мы гарантируем соблюдение китайских интересов в регионе в плане логистики и движения к миру. А это вопросы десяти, двадцати и более лет.

Соседи, которых китайцы не выбирают

Если посмотреть на карту, то в Восточной Европе проект «Пояс и путь» имеет форму горла бутылки, где из-за войны на Украине и санкций грузопоток сильно затруднен. И когда поляки и литовцы пропускают 1 фуру вместо 4 — понятно, против кого они это делают. Даже если номера на машинах белорусские, теряет в конечном итоге Китай, чьи товары едут в фурах.

Но если Польша с Китаем хотя бы открыто не ссорилась (они делают приятное Трампу, но под видом того, что враждуют с Лукашенко), то литовцы нагло признали Тайвань, после чего КНР исключила их из всех торговых цепочек. Для маленькой республики это потеря огромных инвестиций, а вот Тайвань за 4 года «признания» не сделал в Литве вообще ничего, хотя обещал строить заводы и пароходы. Разумеется, микросхемы и полупроводники в Литве производить никогда не будут, потому что потолок компетенции литовцев — дешевая сантехника плохого качества, которую раньше продавали на рынок СНГ. Какие уж там полупроводники и прорывные технологии.

Но маленький гордый народ не сдается. Президент Литвы Гитанас Науседа в этом году снова заявил, что «Литва на коленях к Китаю не вернется». Понятно, что после победы Трампа они продолжают облизываться на американцев, но для Беларуси это, опять же, подарок.

Что касается Киева, то там позволяют себе по-хамски разговаривать вообще со всеми (и Китай не исключение, вплоть до матерной брани, когда бывший секретарь СНБО Данилов назвал китайского спецпредставителя словом на букву «х»). И если б то была просто ругань. Потому еще до войны Киев грязно кинул китайского инвестора с заводом «Моторсич», где производили вертолетные двигатели. Как только США узнали про сделку, они дали команду забрать завод обратно, то есть национализировать, что и сделали якобы из-за «угрозы нацбезопасности».

Так КНР обманули на уровне целого государства — взяли деньги и потом послали. В итоге, правда, у Киева осталась в руках голая бетонная коробка — всех ИТР-овцев вместе с семьями Китай постепенно вывез к себе. Но осадочек остался.

Ну и, конечно же, бесконечное продолжение войны, на чем настаивает Киев на переговорах в Стамбуле, глобально направлено против интересов Пекина. Черное море сейчас заминировано, что повышает страховые риски для сухогрузов, на суше война обещает идти еще несколько лет, и поэтому никакой нормальной логистики Китай через украинские порты построить не может (равно как и через российский Крым, который остается под санкциями). Да и Европа, вместо того чтобы покупать мирные китайские товары, покупает американское оружие, а в перспективе — будет только звереть и беднеть.

Торговая глобализация — с уважением местных ценностей

Поэтому Китаю в Восточной Европе, конечно же, надо сначала закончить войну. Но, как говорят умные люди, все не так просто. Потому что танго танцуют вдвоем, и Российская Федерация тоже вынуждена, с одной стороны, защищать свои границы, а с другой — показывать Китаю готовность к миру. Потому что война, даже ограниченная — для Китая воспринимается как настоящий ужас. Вся их дипломатия построена на том, что войн надо избегать любой ценой и действовать через торговлю.

Мы, конечно, не знаем, на какие темы общаются Владимир Путин и Си Цзиньпин, но у них должен быть некий компромисс. Потому что, как видим, СВО все не заканчивается, вопреки желанию Китая, но и Россия не идет на сближение с американцами и сделки с Трампом.

Поэтому Беларусь, что называется, ловит момент. Конечно, нас интересуют технологии и новейшее производство. Пока против Союзного государства сохраняются западные санкции, возникает особый рынок, где невероятно выгодно производить что-то свое, например, авиационные компоненты. Потому что никакой «Боинг» сюда никогда не вернется. То есть у Беларуси с помощью Китая есть шансы захватить огромные сектора промышленного производства, которые западники сами отдали нам в руки.

То же самое касается беспилотных систем. Известно, что в СВО с двух сторон применяются китайские компоненты, и если Беларусь строит завод БПЛА — то вряд ли там будут какие-то принципиально иные детали.

Опять же, чтобы понять логику Китая, надо знать, что они работают «от объемов». И уж если что-то обсуждается на уровне лидеров двух стран под государственные гарантии — то речь об очень большой нише рынка, которая китайцам интересна именно в силу объема. Грубо говоря, СВЧ-печей можно продать ограниченное количество, по три в дом их не поставишь. А вот рынок тех же самолетов и деталей к ним, где модели не меняются по 40 лет — это просто Клондайк для инвестора.

В этом плане есть китайская поговорка: «Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай темные, пока не заблестят». И когда мы, славяне, глядя на проблемы с Польшей и Украиной, говорим, что черного кобеля не отмоешь добела — китайцы, так сказать, не отказываются от попыток его отмыть.

Потому что, в конечном итоге, их идея глобального сообщества единой судьбы — это про мир, где не будет войн, потому что они станут никому не выгодны. А для этого надо мягко вытеснить США и ЕС из сфер влияния, куда они влезли после 1991 года. Так что Беларусь в этом плане — самый прочный и дружественный союзник КНР в регионе, где США и ЕС никогда не будут хозяйничать. И именно эта 30-летняя история успешных отношений определяет уровень встречи Си и Лукашенко, которую в китайских СМИ назвали «семейной». Пока иные, типа фон дер Ляйен и Макрона, приезжают в собственные посольства, а потом волокут на себе чемоданы обратно в аэропорт.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59