Как опиум стал оружием против Китая
В Китае наркоторговля стала настоящим бичом в ХIХ веке и чуть не развалила страну. Как так получилось? Рассказываю.
Затворничеству пришел конец
Об «опиумных войнах» сказано и написано немало. Но что это вообще такое? В интернете расшифровка дается такая: «Опиумные войны — военные конфликты на территории Китая в XIX веке между западными державами и империей Цин».
Яснее не стало. Войны были всегда и везде, так при чем тут опиум? Может, солдаты были под кайфом во время боя? На самом деле причиной конфликта стало то, что китайцы более не пожелали провозить опиум из Бенгалии для британцев через свои земли.
В 1839 году Китай прекратил торговлю с иностранцами, блокировал фактории английских купцов, конфисковал и в июне 1840 г. уничтожил до 1200 тонн опиума. Английское правительство, воспользовавшись этим, развязало (без объявления войны) военные действия против Китая. Началась англо-китайская война 1840 — 1842 гг. (первая «опиумная война»).
Для кого-то это просто страница истории, но для китайцев «опиумные войны» стали настоящей национальной трагедией, когда против своей воли им пришлось открыть себя миру. Как мы знаем, жители Поднебесной считали ее оплотом цивилизованности и культуры (при том, что большинство населения жило в страшной нищете).
И когда западный мир начал настойчиво стучаться к ним в двери, это вызвало массовый протест. Между тем даже императорскую династию Цин простой китайский люд тогда считал за иностранцев (в 1644 году империю захватили маньчжуры и стали править страной). Поначалу иностранцы проникали в Китай потихоньку. Поднебесная со спокойной душой отправляла на экспорт свои шелка, чай и произведения искусства. А вот взамен требовала только золото и серебро. Европейские товары им были не нужны, так как они считались низшего качества. Тогда центром торгового Китая стал город Гуанчжоу на юге империи. Торговля опиумом изменила все.
От контрабанды до элитного товара
Первый опиум начали продавать португальцы еще в XVII веке, за ними последовали вездесущие англичане. Именно они обнаружили, что бенгальский опиум стал пользоваться гораздо большей популярностью, чем местный китайский. И вот тогда у британской короны созрел план: чтобы укрепить свое могущество на Востоке, а заодно и заработать, необходимо разгромить китайского дракона. Но сделать это надо изнутри — максимально ослабить политический строй и превратить высшую знать в обычных наркоманов, которые будут не в состоянии думать о государстве без дозы.
С тех пор поставки опиума в Поднебесную возросли в разы. Курение опиума стало признаком респектабельности сначала у аристократии, затем вошло в моду и у низших слоев населения. Трубки для курения опиума украшали золотом, искусными узорами и драгоценными камнями.
Постепенно мир стал называть опиум «китайской болезнью». Трагедия достигла колоссальных масштабов. С 1729 года в империю ввозили примерно 200 сундуков опиума, в 1767-м — уже порядка 1000. К 1838 году ввозили уже 40 тыс. сундуков. И только тогда правительство Поднебесной стало догадываться о намерениях англичан. Какие-то попытки бороться с этим наркотрафиком китайцами предпринимались, но все заканчивалось провалом. Как в лучших традициях современных наркокартелей, европейцы даже не встречались с клиентами лично. Сундуки с опиумом с кораблей забирали сами китайцы. Коррупция среди местных чиновников всячески осложняла дело. Они хоть и конфисковали опиум, некоторую часть оставляли себе и перепродавали с целью личной наживы.
Были и те, кто считал, что нужно легализовать опиум и взимать с торговли максимальные налоги. Деньги якобы должны были в таком случае пойти на решение экономических проблем. Также предлагалось повысить цены, ведь тогда опиум смогут позволить себе только высшие чины, а низшим остается лишь тяжело вздохнуть и идти работать, чтобы заплатить за дозу.
Другие чиновники считали злом сам опиум, потому что он лишает сил и здоровья. И как бы много ни было подданных у императора, все придет к тому, что некому будет пахать, служить и писать законы.
Петля на шее нации
Традиционно опиумным монополистом считают британскую Ост-Индскую компанию, но к началу XIX века этим стали заниматься и другие торговцы, что привело, вопреки всем ожиданиям, к падению цен на наркотик и к еще большему его распространению. В результате Китай оказался серьезно ослаблен не только в политическом плане, но и в экономическом, ведь плату за наркотик требовали в серебре. Налоги в стране стали расти, усугублялось бедственное положение крестьянского населения.
К счастью, появился в этом мраке луч света по имени Линь Цзэсюй, наместник императора в южных провинциях Хунань и Хубэй. Именно он развернул агрессивную борьбу с опиумом (от передозировки к тому времени погибло большое количество людей не только низшего, но и высшего сословия).
Линь закрывал притоны и даже на собственные средства организовал лечебницы, где лечили наркоманов от опиумной зависимости. В большинстве случаев — принудительно. Он и запретил ввоз этой гадости в Китай. План англичан провалился. Тогда разгневанные британцы без объявления войны 5 июля 1840 года ввели в Китай войска. По итогу первой войны Англия получила Гонконг и право на дальнейшую торговлю, а Китай — обиду и 22 790 человек убитыми.
Вторая и третья «опиумные войны» закончились для китайской империи еще плачевнее. Помимо того что торговлю опиумом так и не удалось остановить, союзники Британской империи в лице Франции, Германии, Японии и России, плюс США имели интересы во всех провинциях Поднебесной и стали активно вести там дела.
Остановить все это удалось только после свержения императора и установления нового порядка. Китаю наконец удалось поднять голову.
Опиум снова запретили, около 10 млн китайцев направили на реабилитацию, мелких наркоторговцев посадили в тюрьмы, а крупных — казнили. Одновременно аграрная реформа уничтожила крупное землевладение, вместе с ним — и маковые плантации. В 1952 году в КНР объявили победу над опиумом.
- Опиум продолжительное время рекомендовался американскими и британскими врачами как лекарство от зубной боли, дизентерии и в качестве успокоительного.
- В 1806 году немецкий фармацевт Фридрих Сертюрнер выделил из алкалоидов опия белые кристаллы, назвав их «морфин» — по имени бога сновидений Морфея.
Сегодня в Поднебесной наркоторговля строжайше запрещена. Нарушение закона грозит смертной казнью, но на юге страны по-прежнему некоторые местные жители или не знают, или притворяются, что не знают, что все виды наркотиков в Китае под запретом.
В порядке вещей, если у кого-то на заднем дворе деревенского дома растет кустик конопли.
Власти всячески борются с неведением крестьянского населения касательно употребления и распространения запрещенных веществ.
На таком примере становится ясно, как западное сообщество еще сотни лет назад научилось подрывать государство изнутри с целью достижения мирового господства и выгодного получения ресурсов. Но урок был усвоен. Больше такое не повторится.