«Заказное убийство»? Рестораны и гостиницы под видом агроэкоусадеб заставят работать прозрачно
«Чиновники рассказали, сколько агроусадеб убили своими изменениями. Цифры впечатляют», — читаем посты в экстремистских телеграм-каналах.
Что мы чувствуем, когда встречаем чиновника не самого высокого уровня с дорогими часами на руке и последней моделью айфона? Или директора строительной фирмы, затягивающего уже на год ввод нашего жилья, с бронзовым загаром и на новеньком премиальном авто? Мы злимся, считая, что эти люди, чьи расходы явно превышают доходы, обманывают или лично нас, или государство (а государство — это тоже мы).
Уютный деревенский домик… на 80 (!) мест. Как вы представляете себе то, что называется агроэкоусадьбой? Маленький деревянный аутентичный домик на окраине деревни. Рядом парничок — огурчики, помидорчики, милая хозяйка, угощающая национальными блюдами. Рыбалка в прудике, походы по грибы. Как-то так ведь?
А теперь о том, как выглядели «агроэкоусадьбы» в Беларуси до 1 июля 2023 года, то есть до их «массового убийства чиновниками»: современный гостиничный комплекс на 50-80 мест, несколько банкетных залов, огромная приусадебная территория без намека на грядки, но с детскими игровыми комплексами.
Согласно Указу №365 общее количество комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов не может превышать десяти.
И первое, и второе — агроусадьбы. По документам. Проблема в том, что в предыдущем законодательстве по агроэкотуризму имелось много серых зон, которыми ловко пользовался не самый добросовестный бизнес. Разгадка в налогах: до изменения в законодательстве владельцы таких домиков (а «домики» могли быть колоссальных размеров) платили в бюджет две базовые величины в год. Не в месяц — в год! До повышения базовой это равнялось 58 рублям. Логика государства была понятна: агроэкоусадьба позиционировалась как небольшой семейный бизнес в отдаленной местности. И с целью развития данного бизнеса, создания рабочих мест на селе и сохранения колорита регионов владельцы домика в деревне практически освобождались от налогов. Сегодня налог для них подняли, платить нужно уже базовую в месяц, то есть 37 рублей. Тоже немного, верно?
Не «агро» и не «эко»
Именно в этот налоговый рай и нырнул ушлый бизнес. Сказано в законе «иметь места для размещения гостей» — имеется, аж 50 штук. Написано «оказывать туристические услуги» — вот, у нас в прайсе они есть, просто не берет никто, все заказывают только корпоративы со свадьбами. Требуется национальная кухня — смотрите, драники в меню и самогон, все в порядке. А что остальное меню на 97% состоит из креветок, рябчиков в вине да шампанского Cristal — так не сказано же, что нельзя.
1,3 млн белорусов в прошлом году путешествовали по своей стране.
Все это корпоративно-свадебное богатство в шаговой доступности от крупных городов по документам при этом называется «агроусадьбой». И лапоть с подковой на входе есть, и брелоки на ключах от номеров из дерева. Выполнили, мол, требование государства по сохранению аутентичности. И владельцы этого «агроусадебного» бизнеса налоги платили, как и те, у кого маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка да свечка, — 58 рублей в год. Чего ж не вести такой бизнес? Фактически нет налогов — красота!
В сентябре прошлого года на совещании с Советом Министров эту тему затронул Президент. Александр Лукашенко напомнил, чего государство хочет от предпринимателей: «Бизнес должен иметь понятные правила для старта и роста, а государство — добросовестного плательщика налогов и партнера в реализации программ развития». Дальше белорусский лидер пояснил, почему вообще он дал жизнь агроусадьбам с фактически нулевой налоговой базой: чтобы люди, живущие на селе в прекрасных уголках нашей природы, могли показать ее и белорусам, и гостям. А крайне низкие налоги для них введены, чтобы дать толчок развитию таких самобытных местечек.
Но законы, принятые в 2017 году, оказалось, исполняются формально. В первую очередь — по причине формулировки «в том числе проводить презентации, юбилеи, банкеты». Вся идея агроэкотуризма свелась к массовому созданию усадеб для банкетов. Красота природы, национальная кухня и самобытность стали, в лучшем случае, вторичны.
После подписания нового Указа Президента государство логично занялось наведением порядка. Для тех усадеб, которые действительно агроэкоусадьбы, не изменится ни-че-го. Да и «трупов» после «убийств чиновниками» найти не получится — тех, кто ресторанный бизнес подавал как агроусадебный, не убьют, не посадят и даже не принудят платить миллионные штрафы. Владельцев просто заставят платить налоги. Столько, сколько положено по закону.
Зачем нужна перерегистрация?
В начале текущего года в Беларуси, по данным Белстата, было 3043 агроусадьбы. К 1 июля 2023 года им всем нужно было обратиться в местные органы власти и пройти перерегистрацию. То есть доказать, что они именно бизнес агроэкотуризма, а не какой-то иной. За таким разрешением обратились пока 1600 владельцев усадеб, получили его 1200. Остальные 400 обратившихся, как показал мониторинг, представляли из себя какой угодно бизнес, только не агроусадебный. Убийство ли это? Отнюдь. Скорее наоборот — воскрешение настоящего агроэкотуризма.
«Гостиничный бизнес в городе виден, прозрачен. Они платят соответствующие налоги. В том числе и рестораны. Рядом с городом в прекрасных местах под видом агроэкотуризма построили гостиницы. Ради бога, я не против. Но платите налоги, как все гостиничные комплексы. Построили шикарные рестораны на природе. Тоже не против. Пусть будет. Но платите налоги, как весь ресторанный бизнес. Нет, они же льготы имеют и оформили себя как агроэкотуризм».
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь
Хочется напомнить: не уплаченные в должном объеме налоги — это снижение доходной части бюджета и, как следствие, снижение расходной его части. То есть это непостроенная школа, неотремонтированный детский сад, не купленное в поликлинику оборудование, непроведенный капремонт, незалатанная дыра на дороге и так далее. Звучит, конечно, пафосно, но это понятная всем правда. А фейковая «аналитика» с громкими заголовками про «убийство агроусадебного бизнеса» рассчитана на то, что вы прочтете, посокрушаетесь — и проглотите, поверив на слово и не углубляясь.
Никакого «заказного убийства» агроусадеб нет и в помине. Речь не идет об их ликвидации. Исключительно о справедливом налогообложении.
Факт
В соответствии с Указом №365 субъекты агроэкотуризма могут оказывать услуги, если соблюдают в совокупности три условия:
- имеют свободные комнаты для заселения туристов;
- производят/перерабатывают сельхозпродукцию;
- знакомят туристов с природой и архитектурой, национальной культурой в своей местности.
Текст: Марина Суббота