Меню

Шесть фронтовых орденов Виктора Коняева. История одного из лучших советских разведчиков

разведчик Виктор Коняев
Фото: из открытых источников

Позволю себе напомнить читателям строчки из знаменитой поэмы Михаила Лермонтова «Бородино»:

 «Изведал враг в тот день немало,
 Что значит русский бой удалый,
 Наш рукопашный бой!..
 Земля тряслась — как наши груди;
 Смешались в кучу кони, люди,
 И залпы тысячи орудий
 Слились в протяжный вой… »

Но, прославленный Лермонтовым «…русский бой удалый, наш рукопашный бой!» устрашал не только французов Наполеона в 1812 году, но и немцев фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
А фронтовик-разведчик Виктор Коняев в реальности даст фору многим нынешним героям фильмов-боевиков: на его счету 70 уничтоженных им в рукопашных боях врагов !

Краткая биографическая справка и путь Коняева во фронтовую разведку

Коняев Виктор Михайлович родился 10 декабря 1925 года в городе Владикавказе, ныне столицы Республики Северная Осетия — Алания Российской Федерации, в семье рабочего. По национальности — русский. Учился в школе Коняев хорошо, но Виктор не стал оканчивать десятилетку, его тянуло к технике, и он пошел в ремесленное училище. Однако завершить учебу не успел, полыхнула Великая Отечественная война, докатившись вскоре и до Северного Кавказа. Уже в начале августа 1942 года фронт докатился до Армавира и Майкопа, а оттуда недалеко было и до Орджоникидзе. И в середине августа 1942 года, в неполные 17 лет Виктор Коняев идет в Красную Армию.

Для того чтобы попасть на фронт, он подделал свои документы, приписав себе лишний год и предъявив в военкомате удостоверение к знаку «Ворошиловский стрелок», как доказательство, что он готов сражаться с врагом. Таким образом он в октябре 1942 года стал пулеметчиком 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии Закавказского фронта. Достаточно сказать, что еще не совершеннолетнему Виктору Коняеву досталась нелегкая фронтовая судьба, ведь один станок пулемета «Максим» весил 32 килограмма, а в условиях гористой местности воевать было крайне сложно. Но Виктор Коняев воевал мужественно, не раз отличался в боях.

В январе 1943 года он был ранен и находился на излечении в госпитале, а после излечения в феврале 1943 года красноармеец Коняев был отобран в 248-ю отдельную разведывательную роту 302-й стрелковой дивизии, где быстро проявил себя отважным разведчиком и по праву стал одним из лучших разведчиков, признанным мастером ближнего, рукопашного боя, и не только своей дивизии.

От первой награды до статуса полного кавалера ордена Славы

«Во время наступательных боев по освобождению Донбасса 6 сентября 1943 года разведчик Виктор Коняев, действуя в составе разведгруппы, первым ворвался в немецкую траншею, в рукопашной схватке уничтожил троих немецких солдат и одного захватил в плен. Контрольный пленный и документы убитых солдат были доставлены им в штаб. В разведывательном выходе 25 сентября 1943 года он обнаружил пулеметную точку противника и, прикрывая действия разведгруппы, бросился на пулемет врага, в одиночку полностью уничтожив его расчет». 

Эти строки взяты из наградного листа на красноармейца Виктора Коняева. И тогда, именно за эти подвиги, проявленные при этом мужество и отвагу, Виктор Коняев и был награжден своей первой наградой — орденом Красной Звезды.

А вот как позже писала фронтовая многотиражка под броским заголовком: «Дерзкий внезапный налет разведчиков», а подзаголовок статьи гласил: «Бойцы подразделения товарища Новикова захватили контрольного пленного».

Как же это происходило? Читаем.

— «Языка» решено было брать в немецком блиндаже, который располагался на отлогом скате высоты за передним краем противника. Фашисты имели хороший обзор впереди лежащей местности. И это еще не все: перед передним краем врага протекала река, пусть не такая уж широкая и глубокая, но вброд ее не перейдешь. Переправочные средства требовались. Так что задача перед разведчиками стояла не из простых.

Старший сержант Куркин, а он был назначен командиром разведгруппы, отобрал в группу наиболее опытных и смелых воинов. В нее вошли сержант Левадный, младший сержант Васильев, красноармейцы Анохин, Коняев, Куренков, Панченко, Чернов, Хорин и другие.
Подготовку к заданию Куркин начал с того, что в полосе своей дивизии нашел высотку подобную той, на которой находился вражеский блиндаж. Тут и тренировались разведчики.

Брать «языка» решили ночью. В помощь разведчикам выделили двух саперов. На резиновой лодке они в два приема переправили группу через реку. Теперь главное — незаметно пройти через передний край и так же незаметно подобраться к вражескому блиндажу. Хоть и темная ночь, все меры предосторожности над было соблюдать. В первую очередь — быть «невидимкой». Местность-то открытая, не ровен час, и обнаружат фашисты. Но не зря Куркин отобрал из хороших ребят самых лучших. Он был уверен: такие не подведут. И не подвели. Старший сержант разбил группу на две части. Коняев вошел в первую, которую возглавил сам Куркин. Эта группа должна была брать «языка». Вторая — прикрывать ее.

Первая группа обошла огневую точку врага с правой стороны незамеченной и вплотную приблизилась к блиндажу. Настал решающий момент. Разведчики действовали стремительно, дерзко. Забросав блиндаж гранатами, они молнией ворвались в него. Нападение было настолько неожиданным, что гитлеровцы опешили, не успели оказать сопротивление. Двое из них пытались бежать, но были скошены младшим сержантом Васильевым и красноармейцем Коняевым автоматными очередями. Среди сраженных гранатами в блиндаже Коняев нашел уцелевшего немца и захватил его. Группа начала отход.

Услышав взрывы и стрельбу, располагавшиеся вблизи блиндажа вражеские пулеметчики заподозрили неладное, открыли огонь. Однако сделать уже ничего не могли — разведчики были далеко. Через несколько минут они подбежали к реке, где их ожидал сапер с лодкой. Группа без потерь вернулась в расположение своих войск.

Все разведчики были представлены к наградам.

В скором времени смелому, хорошо подготовленному разведчику красноармейцу Коняеву присвоили звание «сержант», затем — «старший сержант». И теперь юный, 19-летний Виктор Коняев — уже командир, сам стал возглавлять разведгруппы, водить их на задания, выполнять самые сложные боевые задачи по сбору сведений о боевой технике и живой силе врага, уничтожению важных объектов фашистов.

В марте 1944 года 302-я стрелковая дивизия готовилась к наступлению в районе Тернополя, областного центра Украинской ССР. Чтобы получить данные о противнике, системе его обороны, численности живой силы, наличии техники, в расположение врага была послана разведгруппа. В ее состав вошел и Виктор Коняев. Под покровом темноты разведчики углубились в тыл врага. Замаскировавшись в кустарнике, два часа бойцы наблюдали за немцами, выискивали объект, где можно было взять «языка». Разведчики разглядели ход сообщения, который вел к небольшому возвышению, где была оборудована огневая точка. Разведчики вплотную подобрались к огневой точке, но немцы вдруг что-то заподозрили. Ствол пулемета повернулся в сторону разведчиков. И в этот самый момент Коняев бросил гранату и первым ворвался в окоп врага. Оставшегося в живых гитлеровца Коняев скрутил в мгновенье ока и быстро поволок в сторону своей передовой линии. Через неделю Коняев пленил еще одного фашиста, у которого оказались ценные сведения. А спустя несколько дней, за мужество и отвагу Виктор Коняев был награжден орденом Славы 3-й степени.

12 мая 1944 года, Коняев, будучи в разведгруппе захвата, умело подобрался к переднему краю немецкой обороны и внезапным решительным броском напал на секрет противника, при этом одного гитлеровца уничтожил, а одного взял в плен с ценными документами, которые и доставил в штаб. Ротный командир ходатайствовал о награждении Виктора Коняева орденом Отечественной войны, но волей командира дивизии, которая к тому времени заработала почетное наименование «Тернопольской», 7 июня сержант Коняев был награжден орденом Славы 2-й степени. А уже 24 июня 1944 года разведчик, командир отделения сержант Коняев был снова награжден, на этот раз орденом Красной Звезды, вторым по счету. 

18 сентября 1944 года дивизия заняла только что новый участок фронта на левом берегу реки Сан, и нужны были разведданные о противнике. Было предпринято несколько разведвылазок, но ни одна из них не дала результатов, и лишь группа старшего сержанта Коняева захватила «языка», который дал ценные сведения о группировке противостоящего противника. В этом поиске сам Виктор Коняев был тяжело ранен.

Результат же поиска был настолько важен, что комдив гвардии полковник Кучеренко 26 августа 1944 года лично подписал на Коняева представление к званию Героя Советского Союза. Трудно сказать, почему, но командир 28-го Львовского стрелкового корпуса генерал Озимин Героя Виктору Коняеву «зарубил», решив, что ордена Ленина будет достаточно, а Командарм-60 генерал-полковник Курочкин 6 сентября подписал приказ о награждении Виктора Коняева орденом Красного Знамени. И это был пятый орден Виктора Коняева.

Но, не последний. 

8 февраля 1945 года, уже на территории фашистской Германии, будучи в группе захвата, Коняев снова проявил мужество и бесстрашие. Рискуя своей жизнью, умело используя местность, скрытно подкрался к немецкому часовому, охранявшему дом, где находилось до взвода гитлеровцев, и стремительным броском бесшумно снял его. А, ворвавшись в дом, гранатами, огнем автомата и в рукопашном бою уничтожил врагов.

И 21 марта 1945 года 19-летний старший сержант Виктор Коняев был награжден шестым орденом Славы 1-й степени, и стал полным кавалером ордена Славы!

Вполне справедливо комдив писал в наградном листе:

 «т. Коняев проявил себя как исключительно смелый, решительный, ставивший всегда перед собой одно: задача должна быть выполненной! Ни сильно укрепленная оборона, ни оборона, насыщена до максимума огневыми точками, не мешали т. Коняеву выполнять боевые задачи. Ни проволока, ни мины, ни вода не могли задержать Коняева. А в рукопашных схватках, не только один на один, но и один против трех — и все же Коняев был победителем!»

Окопная правда: из ответов Виктора Коняева журналистам в мирное время

 — Как Вы оказались на фронте, будучи не призывного возраста?

— Все мои сверстники добровольцами уходили на фронт. Многим еще и 18-ти не исполнилось. А мне и вовсе еще 17 не было. Если быть точнее, 16 лет и 8 месяцев. В военкомате условие поставил: не возьмете сами, все равно сбегу на фронт. Как сейчас помню, было это 2 августа 1942 года. А уже через два месяца, 3 октября, у Эльхотовских ворот принял боевое крещение. 30 сентября нас выгрузили на железнодорожной станции в Беслане и отправили пешком до Заманкула. Пока дошли, начало рассветать. Там нам был дан приказ окопаться в кукурузе, а под утро следующего дня мы сменили на оборонительной линии моряков. В тот же день вступили в бой. Большинство из нас были еще совсем молодыми — по 18-19 лет. Воевали под Эльхотово, Малгобеком, Курпом. Начинал пулеметчиком.

— Учиться воевать в разведке долго пришлось? 

— В разведке главным образом голова нужна, да и смелость надо было иметь. Решения необходимо было принимать быстро. Вот и вся наша наука!

— Расскажите о своих фронтовых дорогах.

— Из родной Осетии в составе 9-й армии гнал немца до Краснодара. Здесь получил легкое ранение, и после госпиталя попал в новую дивизию, которая шла из Сталинграда и освобождала Ростов. К ноябрю 1943 года дошли до Запорожья. Там нашу дивизию вывели в тыл, погрузили в эшелон и отправили освобождать Киев. Так мы попали в 60-ю армию, в которой и закончил войну. Участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. Война для меня закончилась в 60 км от Праги. Кстати, 8 мая получил уже пятое ранение. В медсанбате мне обработали рану, после чего убежал в свою роту, к боевым товарищам.

— Легче было в обороне или в наступлении?

— Во время атак больше теряешь людей, особенно когда приходилось прорывать оборону. Вот только при освобождении Тернопольской области погибло 7 Героев СССР. Один из них из нашей дивизии — Анатолий Живов, который повторил подвиг Александра Матросова. Но должен сказать, что начиная с 1943 года воевать было куда легче. До этого преимущественно обходились винтовками Симонова. Пятизарядными или десятизарядными. В середине войны массово появились автоматы, фронт лучше стал снабжаться техникой — танками, артиллерией, катюшами. Все это благодаря нашему крепкому тылу.

— Как считаете, за счет чего была выиграна война?

— За счет патриотизма, любви к родине. Клич «За Родину! За Сталина!» никого не мог оставить равнодушным. Сейчас от этого мало что осталось. Что и говорить, если армия у нас становится контрактной? Я этого никак не пойму. Поэтому, когда бываю в школах, встречаюсь с детьми, всегда говорю мальчикам, что воинский долг — это святое дело!

— Дети слушают ваши рассказы?

— Да еще как! Я бы даже сказал, жадно слушают, затем задают много вопросов. Это меня радует. Если зовут пообщаться с молодежью, ни от одного приглашения не отказываюсь, как бы трудно мне ни было идти. Рассказываю им о жизни, и о войне.

Герой послевоенного времени

Виктор Коняев был одним из многих фронтовиков, проявивших мужество и настойчивость не только на поле битвы, но и в послевоенных трудовых буднях. Виктор Михайлович более 30 лет своей послевоенной жизни отдал работе на Североосетинском заводе «Электроцинк». Сильный характер и трудолюбие позволили ему добиться значительных успехов в своей профессии. За высокие показатели в трудовой деятельности Виктор Михайлович Коняев был удостоен звания «Почетный металлург СССР» и также «Отличник цветной металлургии СССР».

А к его фронтовым наградам добавилось еще два ордена: к 40-летию Великой Победы орден Отечественной войны 1-й степени и орден Дружбы за труд и вклад в патриотическое воспитание подрастающих поколений.

Память

Полный кавалер ордена Славы, герой–разведчик, лучший боец рукопашного боя в Великую Отечественную войну и знатный труженик, Почетный гражданин Владикавказа Виктор Михайлович Коняев скончался на 91-м году жизни.

Его прах покоится на Аллее Героев родного города. А память о нем жива! 

Об этом свидетельствуют и эти стихи: «Разведчик — от Бога».

Сданы документы, награды …

Уходят разведчики — в тыл врага …

А с собою — гранаты,

Посты завалили — руками…

Все ближе, чтоб взять «языка»…

Бесшумно — приклад, кулаками…

Да так, чтобы наверняка …

Патруль с офицером! Что надо!

Возьмет его Виктор — себе…

Фашиста-солдата прикончит, в несложной борьбе…

В рот — кляп, и обратно — в дорогу…

«Улов» на заданьи — большой…

Разведчики, храбро и строго,

Все выполнили… и отбой.…

12. 11. 2019 г. Артюхов И. М.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59