Как песня «Катюша» и трансгендерные мыши угрожают европейскому будущему Молдовы

Выступая перед Конгрессом США, Дональд Трамп между делом сообщил, что предыдущая администрация тратила деньги американских налогоплательщиков на исследование трансгендерности мышей и некие левые СМИ в Молдове. «Это все правда, 32 млн долларов были потрачены на операцию по пропаганде левых взглядов в Молдове», — сказал он. Но, видимо, эти деньги тратились не на «левых» в рамках классической идеологии, а на «левые» проекты по отношению к Молдове.
Ни коммунисты, ни социалисты в Молдове, которые представляют левый политический спектр в стране, к этим деньгам не имели никакого отношения. Гранты Агентства США по международному развитию (USAID) выделялись на соросовские структуры и СМИ, которые работали против суверенитета Республики Молдова на референдуме за вступление страны в ЕС. Видимо, поэтому посол ЕС в Кишиневе Янис Мажейкс моментально выступил в защиту «соросят» и бенефициаров грантов от USAID.
Он лучше молдаван знает, кто эти «левые в Молдове», которых взращивали американцы вместе с трансгендерными мышами по миру. «Я решительно осуждаю злобные нападки и недавнюю кампанию диффамации в интернете против независимых СМИ и организаций гражданского общества, включая тревожную тенденцию использования вопроса об иностранном финансировании для стигматизации журналистов и активистов, подрыва доверия к ним и их важнейшей роли в обществе», — написал посол ЕС в Молдове на своей странице в Facebook.

Реакция посла ЕС последовала вслед за решением США прекратить финансирование всех своих сомнительных программ. «Свобода слова и журналистская деятельность без ограничений являются важнейшими элементами здоровой демократии», по мнению ЕС, и поэтому они теперь сами будут поддерживать «независимые СМИ и организации гражданского общества, бороться с дезинформацией и продвигать журналистские расследования, чтобы обеспечить гражданам Молдовы доступ к точной и достоверной информации», за счет денег европейских налогоплательщиков, потому что США воспользовались свободой тратить свои деньги только в своих интересах.
«Не посольство США влияет на Молдову через финансируемые НПО, а мы, НПО, влияем на посольство США», — заявлял в октябре 2020 года руководитель молдавской неправительственной организации WatchDog Валерий Паша. Подобные этой структуры в Молдове финансировались европейскими и американскими фондами для реализации ряда своих проектов. Например, WatchDog обнаруживал и разоблачал ложные, с точки зрения спонсоров, новости в СМИ, проводил нужные заказчику социологические исследования. Но никогда они не разоблачали организации и политиков, финансово зависимых от Запада, или ложь западной внешней политики. «Сторожевые псы» — так переводится с английского название WatchDog. Видимо, исходили из аналогии со знаменитой в Средние века организацией «Псы Господни» — неофициальное название ордена доминиканцев, отвечавшего за инквизицию.
Методы работы ордена в поддержку папского престола и молдавских НПО имени Сороса в поддержку проевропейской власти Майи Санду в чем-то даже схожи. Разве что вместо костра используют в работе Службу информации и безопасности Республики Молдова, которая лишь закрывала СМИ, а не сжигала «еретиков». Средства иностранных налогоплательщиков через фонды в Молдову шли не на свободу слова, а как раз на ее подавление. Такие себе «трансгендерные крысы» от журналистики, которым вместо пола изменили их призвание: с борьбы за правду — на борьбу с правдой.
Посол ЕС в Кишиневе умудряется никогда не замечать, как реально обстоят дела в Молдове со свободой слова. Например того, как власти готовят показательную расправу над лидерами оппозиции. Молдавский суд 7 марта может приговорить к реальным срокам депутатов парламента Молдовы Ирину Лозован и Александра Нестеровского сугубо за их политические взгляды. Лидеры партии «Возрождение», входящей в оппозиционный блок «Победа», известны своей пророссийской позицией и выступают против евроинтеграции страны.
Власти зачищают политическое поле от лидеров оппозиции к парламентским выборам, которые пройдут в этом году. Подвергают политическим репрессиям оппозицию: задерживают ее лидеров, проводят обыски у активистов, приговаривают их к большим срокам. И в этом поиске «врагов» им помогают неправительственные организации по типу WatchDog, существующие за счет пожертвований от иностранных фондов.
Странное понимание свободы слова у посла ЕС Мажейкса, защищать от нападок в информационном поле лишь тех, кто все время помогал властям запрещать в стране инакомыслие.
На днях над Кишиневом разразился залп «Катюши» со сцены фестиваля «Мэрцишор» во Дворце Республики. Израильские артисты там исполнили советскую песню «Катюша», что вызвало недовольство организаторов, и они беспардонно заставили иностранных гостей извиняться на видео.

Музыканты ансамбля «Klezmer Band» все родом из Молдовы, из репатриантов, переехавших жить в Израиль. Они часто исполняют эту песню на своих концертах на иврите, но в Кишиневе, понимая, что публика их может не понять, перешли на русский язык. Он пока еще не запрещен в Молдове, но их заставили организаторы за это извиниться.
С извинением артистов скандал мог быть исчерпан, но стараниями каких-то «неправительственных организаций» он вышел на новый уровень с комментария Министерства культуры: «Министерство придерживается позиции, что необходимо ответственно подходить к анализу символов в публичном пространстве, особенно в чувствительном контексте войны в Украине. Культура не должна использоваться для политических манипуляций или оправдания нарративов, которые могут расколоть общество. Любое культурное мероприятие должно способствовать диалогу и примирению, избегая прославления символов, которые могут задеть чувствительность тех, кого затронул конфликт».
Может подключат и прокуратуру? А ничего, что в стране проживают ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки, и для которых песня остается историческим наследием, не смотря на отношение к ней властей? Разве запрет на исполнение этой ставшей народной песни не задевает их чувства? Для Министерства культуры важны лишь чувства ветеранов СС и вермахта с прочими поклонниками фашистских пособников. Может, тогда наступило время запретить в Молдове всем упоминать про Холокост, ведь это тоже оскорбляет чувства поклоняющихся нацистским преступникам?
Израильских музыкантов заставили извиняться на видео, потому что какая-то — то ли молдавская, то ли уже венская оперная певица Валентина Нафорница — написала в комментарии под видео с концерта в соцсетях, что «в молдавском театре оперы и балета нет места «Евгению Онегину» или «Иоланте» Чайковского, а уж тем более недопустимо исполнение советской «Катюши» на национальном фестивале». Ей, видимо, стало завидно, что зрители в зале встали и встретили песню аплодисментами, а на ее выступлениях иногда спят?

Кстати, Чайковского и «Евгения Онегина» ставили на сцене Молдавского театра оперы и балета и той же Венской оперы, где она поет, задолго до того, как певичка выступала с табуретки перед своими родителями. А песня «Катюша» давно стала из народной международной. Даже французы, протестующие против пенсионной реформы, исполняли песню с мелодией, напоминающей знаменитый советский хит.
Но отношение артистки к песне можно объяснить тем, что она 1987 года рождения и училась уже по антисоветским программам, написанным румынскими коллаборационистами в молдавской школе, а сама она давно живет в Вене, в Молдову приезжая отдохнуть раз в год. Непонятно только раболепное преклонение молдавских чиновников от минкульта перед европейской дивой, и такую бурную реакцию на ее комментарий под чужим видео, что заставили исполнителей хита извиняться. Надо было сразу их выгнать из гостиницы, а лучше депортировать из страны…
Такую «свободу слова» готово защищать сегодня посольство ЕС в Молдове? Ну, пусть тратят свои деньги на что хотят, но главное, и про трансгендерных мышей не забывать. Как они теперь без американской поддержки. Кто как не ЕС, про них позаботится?
Рекомендуем




